Костёр 1980-06, страница 19

Костёр 1980-06, страница 19

ДВОр-

что и на фотографии. Только никакого дерева на крыше не было.

— Чудеса, — сказал я. — Куда же девалось дерево? Ведь дом тот же самый! Гляди, видишь под карнизом кусок штукатурки отбит?

— Знаешь что? —сказал Миш-

щ »

ка. — Пойдем и выясним все у кого-нибудь. Не может быть, чтобы мы с тобой рехнулись одновременно.

Мы вошли во двор загадочного дома и сразу увидели дворничиху, выносившую из парадной ведра.

— Здравствуйте, — вежливо сказал Мишка.

— Здрасьте, — неохотно отозвалась дворничиха и подозрительно на нас посмотрела.

— Скажите, пожалуйста, вы в этом доме работаете?

— Ну в этом. А вам чего надо?

— Мы насчет дерева. У вас на крыше дерево росло, а теперь вдруг исчезло.

— Ах, вот вы о чем, — ничиха поставила ведра на землю и улыбнулась. — Это верно, рос там кустик. Я бывало все удивлялась: это ж надо, думаю, как природа жизнь любит. Чуть-чуть где землицы соберется, так сразу живое и родится. Подумать только, на крыше этакой кирпичной махины деревцо выросло! Чудо просто! Ведь никто его там не сажал.

— А где же оно сейчас? — спросил я.

— Так ведь на следующей неделе кровлю-то на крыше менять будут. Поди лет двадцать не меняли, прохудилась вся. Ну, рабочие вчерась и вырвали его.

— Посмотрите, — сказал Мишка и показал дворничихе фотографию. — Узнаете?

— Ой, ну конечно! Как хорошо вышло-то.

— Возьмите, — сказал Мишка. — На память.

Мы снова вышли на шумную улицу, еще раз посмотрели на крышу, где раньше росло дерево, и я сказал:

— Слушай, а ведь редкий кадр получился. И красивый. Вот что

ruuxuto

значит «скрытой камерой».

— Жаль только, — сказал Мишка, — что мы с тобой не видели, как это дерево на крыше росло. Представляешь, сами снимали, а видеть — не видели.

«...У меня есть одна подруга, ее зовут Элла, она очень хороший и верный друг. Я давно мечтала иметь такого друга. Хоть мы с ней иногда ругаемся и спорим, даже, бывает, и ссоримся, но тут же миримся. Мы всегда вместе, но мои родители против этой дружбы, они против дружбы вообще. Они считают, что на свете нет верных друзей, что друг только кажется другом, а сам в любую минуту может подставить подножку. И мне становится обидно за себя, за Эллу, за тех писателей и поэтов, которые воспевают дружбу. Что же получается, что все вокруг врут и нет никакой дружбы?

Я хочу понять, где правда, я хочу им помочь разобраться в ней. Помогите мне.»

Лена О., Баку

На письмо Лены отвечает писатель Борис НИКОЛЬСКИЙ.

«Не стану приводить примеры искренней и верной дружбы, которая описана в книгах и воспета в стихах и поэмах. Дружба помогла и помогает многим людям в самые трудные минуты их жизни, ты и сама, судя по твоему письму, хорошо знаешь эти примеры, сама веришь в дружбу и в своих друзей.

Я же хочу попробовать вместе с тобой разобраться в том, отчего у некоторых людей, и у твоих родителей в частности, возникает неверие в человеческую дружбу, скептическое отношение к окружающим людям, убеждение, что ни на кого нельзя положиться, ни на чью помощь нельзя

рассчитывать.

Чаще всего, я убедился, это бывает в двух случаях.

Во-первых, если человеку пришлось разочароваться в своем близком друге, товарище, пришлось столкнуться с нежданным обманом, неверностью, несправедливостью. Такое ведь бывает в жизни. И вот уже человек, обиженный, потрясенный изменой близкого товарища, делает для себя вывод, что верить нельзя никому вообще, что настоящих друзей не бывает. Разумеется, испытать подобное разочарование очень горько, тяжело, но в том-то и дело, что настоящий человек, обладающий сильным характером, должен быть готов не только к одним радостям жизни, он должен

пережива-

уметь стойко, не теряя оптимизма, переносить и удары судьбы, и не должен из-за личной, пусть даже глубокой, причиняющей боль обиды видеть весь мир в черном свете. Это не поможет, а только усугубит тяжелые ния. Преодолеть же чувство горечи человеку помогут лишь окружающие его люди, лишь вновь обретенные друзья.

Но бывает и другое. Бывает— сам человек обманул, предал другого человека, своего товарища, поступил по отношению к нему несправедливо, нечестно, эгоистично, не захотел ради товарища поступиться своими интересами, своей выгодой. И вот, чтобы успокоить, утешить свою совесть, чтобы оправдать себя в собственных глазах — подобный человек начинает уверять себя, а заодно и окружающих, что, мол, так поступают все, что все люди плохи, бесчеловечны, эгоистичны и т. д. Короче говоря, начинает всех подряд мерить на свой аршин. Человек винит весь мир, а винить-то, оказывается, надо в первую очередь себя.

Так или иначе, но тот, кто не имеет друзей, кто не верит в искренность дружеских отношений, тот вольно или невольно обкрадывает себя, делает свою жизнь скуднее, безрадостнее. И ты, Лена, совершенно права, когда защищаешь, отстаиваешь свою дружбу, свой светлый взгляд на друзей, когда веришь, что именно дружба приносит человеку настоящую радость».

16