Костёр 1981-10, страница 32Л. СЛЕПКОВ к I Сколько раз бываю в Город-це, хожу по его улочкам с резными избами и не перестаю восхищаться талантом мастеров-плотников. Что ни изба, то встреча со сказкой. И ты идешь от избы к избе, под взорами резных сказочных существ, невольно улыбаешься их озорному взгляду и, кажется, заиграй балалайка, они оживут, пустятся в невиданный перепляс. Древняя земля нижегородская еще в первом тысячелетии нашей эры славилась замечательными мастерами плотницкого ремесла, мастерами деревянной резьбы. Жили на ней талантливые гончары, ткачи, портные, каменщики, маляры, оружейники... В XVI—XVII веках нижегородские деревни пробуют развивать пашенное дело, но для этого требуется немало земли. А вот земли-то — кот наплакал. Так и не привилось хлебопашество. Кругом стояли дремучие густые леса. По лесам бежала к Волге извилистая речка Узола. Размывала корни могучих дубов. Дубы, тяжело охнув, падали в нее и веками лежали на дне. Стали люди селиться на берегах.Узолы, и образовались в Городецкой округе деревеньки Косково, Курцево, Хлебаихи, Савино... Где-то лет двести тому назад поселяне щипали лучину себе и на продажу. Потом стали изготовлять веселые балалайки, мебель, резную утварь, резные и расписные дуги, расписные кувшины, да заодно и копыла для прях, названные позже донцами. Помню, в избе моего деда висело дивное донце, свадебный подарок бабушке. Бабушка была большая мастерица прясть. Бывало, зажигает керосиновую лампу с железным абажуром, висящую под потолком. Снимает со стены свое любимое донце. Вставит гребень и прилаживает прялку на лавке. Тщательно расчесывает шелковистую, с серебряным отливом кудель, садится на лавку, близ самого края донца. Левой полусогнутой рукой постепенно подергивая волокна кудели, двумя пальцами скручивает волокно в тонкую нить и неуловимыми движениями правой руки наматывает нить на веретено. Мастера-резчики разных деревень соревновались, и местом обмена опыта, своеобразной школой мастерства, был рынок. Как говорится, других смотрели и себя показывали. Только, |