Костёр 1981-12, страница 24

Костёр 1981-12, страница 24

Но я хочу сказать не только об этом.

В книге Леонида Ильича Брежнева «Возрождение» есть слова: «Дело — вот оселок, на котором познается истинная цена человека». Почему я о них вспомнил? Иногда в школах приходится слышать разговоры о трудных подростках. И вот побеседуешь с таким «трудным» и видишь: действительно, сбился человек с дороги, и с ним трудно, и ему трудно. А почему? Да потому, что нет у человека дела по душе. И весь вопрос в том, чтобы помочь ему найти это дело.

Короче, у нас на Петровке считают так: настоящая шефская работа неотделима от работы по профориентации и воспитанию подрастающего поколения.

— Передавая привет делегатам VIII Всесоюзного пионерского слета, Леонид Ильич Брежнев выразил искреннее пожелание, чтобы Слет стал достойным ответом юных ленинцев страны на решения XXVI съезда Коммунистической партии Советского Союза. Вы были на Слете и что вы можете сказать по этому поводу?

— На Слете я познакомился с делегатами, которые приехали в Москву из разных концов нашей страны. И, как человек рабочий, обо всем сужу не по словам, а по делам. И должен сказать прямо: делами юных ленинцев нельзя не гордиться! Речь идет о миллионах тонн металлолома и макулатуры, о тысячах тонн зерна, хлопка, мяса, о тысячах гектарах выращенного леса, и даже о станках и машинах, созданных руками юных умельцев и изобретателей.

А Пятилетка трудовых пионерских дел? Пионерские операции «Уренгой», «Зернышко», «Зеленая аптека», «Пионерская ферма», «Миллион — Родине!», «Поход бережливых» и «Зеленый наряд Отчизны»? Знаете, это здорово! И это не только мое мнение, но и всех рабочих нашей Петровки.

ТВОЙ СТАРШИЙ БРАТ—КОМСОМОЛ

До прошлого лета Юрке не везло.

Есть ребята, которые с первого класса — на виду: один учится на пятерки, другой стихи читает, третий быстро бегает стометровку.

И в восьмом «б», где учился Юра Светликов, тоже были такие яркие личности. А он незаметный. В дневнике оценки так себе, на физкультуре не блистал, голос имел тихий, математику не любил. Средний, обыкновенный, одним словом, человек,

Сидел себе Светликов на

предпоследней парте, у окна, и если вдруг заболевал, то отсутствие его замечали не сразу. Ну, конечно, когда в седьмом классе все начали мечтать о комсомольском значке. Юрку в расчет не брали. Комсомолец каким должен быть? Активным, боевым, ярким... А Светликов? «Светликов — ни-ка-кой», — объявила на одном собрании его соседка Гущанская. Юрке стало обидно, но спорить не стал. Что тут возразишь?

И вот весной в школьном коридоре появилось огромное объявление: «Товарищ, если ты хочешь провести лето по-настоящему, хочешь понять, чего ты стоишь, — отправляйся вместе с нами в комсо-мольско-молодежный трудовой лагерь». На плакате была нарисована мачта с флагом. Юрка подумал и решился. После уроков пришел в комитет комсомола.

А не комсомольцам в лагерь можно? — тихо спросил

он.

Ты из какого класса? Восьмой «б». Поговори со своим комсоргом, может, возьмут тебя.

Тут в комитет вбежала Света.

— Светликов? — удивилась она. — Тоже в лагерь собрался?

Юрка кивнул.

Ну, ладно, поехали, только не подведи нас, тихоня.

...Дверцы автобуса захлопнулись.

Родители, учителя, друзья поплыли за окнами назад. Дорога вела в деревню Сквори-цы, в новую самостоятельную жизнь. В кармане куртки Юры Светликова лежал трудовой паспорт — первый в жизни рабочий документ.

Совхозное поле ждало ре-бят. Длинные гряды турнепса тянулись до самого горизонта.

Норма — 250 метров. Начали! — объявил бригадир Алеша Игнатов.

Юрка присел в борозде, выдернул из грядки желтенькую сурепку, глушившую турнепс. За делоТон взялся рьяно...

Солнце жарило вовсю, а уже через полчаса болели руки, спина наливалась усталостью, хотелось прилечь где-нибудь в тени. Но Юра дергал и дергал въедливые сорняки.

Все, Светликов, есть норма, конец, — рядом, улыбаясь, стояла Светка.

Юра разогнулся. За зеленела очищенная В бороздах стояли С песней отправились они с поля домой.

Это был первый день. Вдогонку за ним побежали другие.

Отряд работал все снорови-Гряды «выросли» до 600 метров. Прежние нормы теперь казались смехотворно маленькими.

Новое утро приносило новые события. Не всегда приятными, конечно, были эти новости. Ведь настоящая работа, как рентгеном просвечивает каждого, выявляя и лентяя, и пустого болтуна, и плохого товарища.

Юрке тоже было трудно, но он приноровился полоть и норму всегда выполнял. И однажды наступил день, ког

24

спиной

гряда, ребята.