Костёр 1982-12, страница 49

Костёр 1982-12, страница 49

На предложение сдаться Тох-тамыш получил твердый отказ, и 24 августа ордынские тумены бросились на штурм белокаменного града.

И тут, как гром среди ясного неба, обрушился на захватчиков грохот пушек. Впервые применила Русь страшный «огненный бой». То одна за другой, а то залпом били с московских стен пушки. - Огнестрельный грохот разносился по окрестным равнинам, пугая ордынских всадников и коней. Сумятица и испуг сделали свое дело — первый приступ был отбит.

Так появился на Руси «огненный бой».

Новое оружие сначала было лишь оборонительным и устанавливалось на крепостных стенах. Но затем пушки стали и походным оружием. Они пугали воинов и лошадей, порождали панику и обращали в бегство большие отряды.

Устройство первых пушек было простым. Внутренняя часть орудия делилась на узкую, зарядную камору — туда закладывалась пороховая мякоть и более широкий канал ствола, куда помещалось ядро. Диаметр зарядной каморы был меньше диаметра ядра, поэтому оно не проваливалось в ствол и не прессовало пороховую мякоть, иначе она плохо

горела бы. Через узкое отверстие зарядной каморы — запал — поджигали порох.

Пушки стали грозным оружием и при взятии городов и при обстреле армий. В 1480 году, применив пушки-пищали во время знаменитого «стояния на Угре», русские «многих побита... пищалями». «И тогда великая наша Русская земля освободилась от ярма и покорения басурманского и начала обновляться, как переходит зима к весне», — так образно сообщает летописец.

К концу XV века на Руси изготовляли уже много видов орудий самого разного назначения — легкие: в станке на колесах пушки для дальнего похода и полевых сражений, потяжелее — для обороны крепостей и «великие стенобитные» — для штурма каменных цитаделей. В Москве появляется большая пушечная мануфактура, пороховой двор, налаживается производство чугунных ядер.

Чтобы сокрушать толстые крепостные стены требовались крупные пушки. Иногда они достигали гигантских размеров. Одну из них, по рассказу летописи, возили на сорока телегах! Подготовить такую пушку к выстрелу — набить порохом, закатить в ствол многопудовое ядро—стоило большого труда.

Поэтому из огромных «стенобитных» пушек удавалось за день сделать 3—4 выстрела. Но и этого часто хватало, чтобы, сокрушив укрепление, заставить город сдаться.

В 1488 году на Руси была отлита тысячепудовая «великая пушка», одна из самых больших во всем тогдашнем мире.

А еще через 100 лет знаменитый русский литейщик Андрей Чохов создал всемирно известную Царь-пушку, стоящую ныне в московском Кремле.

Ядро Царь-пушки весило 52 пуда — более 800 килограммов!

Орудия «стенобитного наряда» были самыми большими. А те, что ставились на крепостных стенах, были меньше, но зато из них можно было вести частую стрельбу похожим на картечь «дробосечным железом», отгонять от крепостных стен неприятеля...

Так начиналась русская артиллерия.

Росло и число пушечных дел мастеров, пушкарей и пищаль-ников, совершивших многие славные военные дела. Век за веком накапливалось, крепло, передавалось от поколения к поколению умение мастеров «огненного боя».

А. ДЕГТЯРЕВ, И. ДУБОВ

Рисунки В. Цикоты

V4f V^

r

fTTHttmrUS*