Костёр 1983-02, страница 46

Костёр 1983-02, страница 46

ч л

А

/ \ •

/ ' i

ш

)

/

ч

»

i

I- -

7 f*

j / !*

Л

! ■ '' г

к-*

> #

■ -ч

it

й

4

а

\

от уже почти три столетия неутомимо шагает по земле человек в странном одеянии из козлиных шкур. За спиной у него тяжелое ружье, в руках — нелепый островерхий зонтик. Он приходит в любой дом, ведет неторопливый рассказ, и его прекрасно понимают, потому что этот человек говорит на всех языках мира.

Вы узнали его? Ну конечно, это герой романа английского писателя Даниеля Дефо Робинзон Крузо.

Дефо написал за свою жизнь целую библиотеку, но только одно произведение принесло ему мировую известность — «Робинзон Крузо».

Сам Дефо никогда не бывал на необитаемом острове. Но был человек, по праву разделивший с ним мировую славу — Александр Селькирк, седьмой сын башмачника из маленького шотландского городка Ларго.

Восемнадцатилетним юношей Селькирк сбежал из дому и поступил на корабль. Первое плавание окончилось для него неудачно — на судно напали французские пираты, разграбили его, а экипаж продали в рабство. Александру удалось бежать и наняться на пиратский корабль. Через несколько лет, став неплохим моряком, он вернулся в Ларго с полным кошельком денег и золотой серьгой. Дома ему делать было нечего, и вскоре он снова отправился в поход.

Его зачислили на судно «Пять портов» штурманом. Командовал кораблем капитан Томас Страдлинг. Характер он имел крутой, а молодой штурман Селькирк уступать командиру не собирался. Стычки следовали одна за другой, а кончилось тем, что, пристав у берегов Чили к архипелагу Хуан Фернандес, Селькирк решил покинуть судно и высадился на необитаемый остров Мас-а-Тьерра. В лодку ему положили ружье, фунт пороху и еды — на один день. А через какое-то время корабль «Пять портов» потерпел крушение, и почти вся его команда погибла. Но узнал об этом Селькирк несколько лет спустя...

U

/

к

• I

/

Он надеялся, что у острова вскоре появится какой-нибудь корабль и заберет его с собой, но день шел за днем, месяц за месяцем, год за годом, а горизонт был чист...

Но особенно предаваться унынию было некогда — нужно жить, добывать пищу, сооружать кров. Селькирк построил хижину, хотя у бывшего штурмана почти не было инструментов. Пока был порох, никаких проблем с едой не возникало. Но порох вскоре кончился. Что делать? Не будешь ведь питаться одними черепашьими яйцами. Тогда Селькирк научился ловить диких коз руками. Он стал плотником, поваром, портным. Когда износилось платье, сшил из козьих шкур одежду, заменив иглу гвоздём. Добывал огонь способом первобытного человека — трением, и в конце концов сам стал похож на дикаря.

Тысячу пятьсот восемьдесят дней провел Селькирк на острове, пока не увидел на горизонте парус. Это было судно «Дюк», командовал которым Вудз Роджерс. Как же удивились моряки, обнаружив на острове одичавшего человека, заросшего, в лохматых шкурах, который к тому же разучился говорить! Но самое удивительное —

к появлению своих спасителей он отнесся совершенно равнодушно. Только через несколько дней Селькирк привык к английской речи и сам стал понемногу разговаривать, хотя долгая жизнь в одиночестве наложила на него неизгладимую печать — он так и остался угрюмым и немногословным.

«Дюк» покинул берега Мас-а-Тьерра в 1709 году и отправился отнюдь не в Англию — у морских разбойников были свои дела. Поэтому Селькирк вернулся домой только через три года. И не простым штурманом, а капитаном корабля, захваченного во время плавания.

В Англии уже узнали о человеке с необитаемого острова, и, вернувшись на родину, опальный штурман «Пяти портов» сразу сделался знаменит. О нем трубили газеты, известный писатель Ричард Стиль рассказал английской публике о жизни отшельника на необитаемом острове. Селькирк вернулся из плавания состоятельным человеком и обратно в море не рвался.

Так прошло десять лет. Интерес к Селькирку был уже потерян, деньги кончились, и он снова был вынужден выйти в море. Но проплавал недолго — схватил тропическую лихорадку и умер

Даниель Дефо дал ему вторую жизнь под именем Робинзона Крузо.

Виделся ли Дефо с Селькирком? Никто не может ответить на этот вопрос определенно. Известно одно: Дефо хорошо знал историю Сель-кирка. Он читал и газеты, и очерк Стиля, и опубликованные записки Вудза Роджерса. Но за свой роман Дефо засел только в 1719 году, когда англичане уже забыли Селькирка, хотя он еще долго бродил по своему родному Ларго.

Два месяца понадобились Дефо для написания книги. Невероятно короткий срок! Именовалась она так:

«ЖИЗНЬ, НЕОБЫКНОВЕННЫЕ И УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ РОБИНЗОНА КРУЗО, МОРЯКА ИЗ ИОРКА, ПРОЖИВШЕГО