Костёр 1984-03, страница 23

Костёр 1984-03, страница 23

что не было такой республики, сыновья и дочери которой не трудились бы на Саяно-Шушенской. Самосвалы, украшенные кумачом, стройными колоннами двигались к прорану, в котором клокотал и ярился Енисей. Машины подпрыгивали, как резиновые мячики, когда огромные камни соскальзывали из их кузовов в воду. Звенела медь оркестров, над каньоном взмывало многоголосое эхо.

И вот свершилось! Последние тонны земли засыпаю1 камни, ее разравнивают бульдозеры, и с.левого на правый берег бегут строители электростанции. В воздух летят шапки, качают чумазых бульдозеристов и самосвальщиков.

После перекрытия Енисея его воду пустили через водосбросную часть плотины, а там, где раньше неслась река, стали возводить нижнюю часть станционной плотины и здание самой ГЭС. Неузнаваемо изменился каньон. С высоты его берегов строительство выглядело фантастически. Огромные краны-бетоноукладчики, сотни снующих машин, кубы построек, оплетенные лесами, голубое зарево огней электросварки. Для выработки бетона были построены мощные заводы. Постепенно из всего этого хаоса вырастало тело гигантской плотины высотой в 245 метров и длиной по гребню

1066 метров. 2 октября 1978 года начало заполняться водохранилище — родилось Саянское море! В этом же году был пущен первый гидроагрегат Саяно-Шушенской ГЭС. Он один развивает мощность в 32 тысячи раз больше той машины, о которой мечтали шушенские крестьяне в далеких двадцатых годах.

Рабочие и инженеры двадцати восьми ленинградских заводов и объединений вложили свой труд в это грандиозное строительство. И близок тот день, когда Саяно-Шушенская ГЭС даст ток со всех своих

гидроагрегатов. По линиям

#

электропередач он рекой хлынет на сибирские заводы и фабрики, преобразует весь край.

Бригадир плотников-бетонщиков М. И. Полторак (на первом плане) пришел на берег Енисея, когда Саяно-Шушенская ГЭС была только на чертежах. На его глазах рождались плотина и Саянское море.

Михаил Яковлевич Лесников-—Герой Социалистического Труда, начальник строительного управления

№ 2 ордена Ленина Красноярскгэс-строя.

залось — что Енисею какие-то земляные насыпи, да он многотонные камни, свалившиеся в воду со стен каньона, играючи, тащит по руслу. Стоит ему только захотеть — и одной волной слизнет все эти преграды.

Как ни упорствовала река, а перемычки росли, дошли до середины течения, повернули вдоль него и, когда замкнулись, — получился как бы огромный бассейн, примыкающий к берегу. И тут началось непонятное. Вместо того, чтобы перекрывать русло дальше, люди стали откачивать из бассейна воду. А когда в нем стало сухо, вся железная машинная рать ринулась на дно бассейна. Строители начали бетонировать нижнюю часть водосбросной плотины и водобойный колодец. А зачем так сложно? Неужели нельзя было сразу перекрыть Енисей? В том-то и дело, что нельзя. Никакая плотина не удержала бы его напор — ведь только за секунду по его руслу протекает 10—12 тысяч кубических метров воды. За такой плотиной сразу бы стало наполняться огромное море и оно неминуемо перехлестнуло бы гребень.

Когда водосбросная часть плотины и водобойный колодец были готовы, началось перекрытие Енисея. Вся страна была у телевизоров. Потому

Ни одна стройка не может обойтись без геодезиста. А такая огромная—тем более. Здесь нужна ювелирная точность, и за этим строго следят люди с теодолитами и мензулами. Оки скрупулезно проверяют все „вертикали11 и „горизонтали44 плотины и всех сооружений. На снимке: старший инженер-геодезист С. В. Горланов и геодезист Л. С. Леонтьева за работой.

А эти три веселые подружки родились в поселке Майна. Мамы и папы у них работают на строительстве гидроэлектростанции. Девочки ходят в старшую группу детского сада, очень любят мороженое и... фотографироваться.