Костёр 1984-07, страница 21

Костёр 1984-07, страница 21

от

О

до

СТОРНОИ

КЕНИГСБЕРГА

У нас в гостях бывший командир 1023-го стрелкового полка

Иван Федотович МЕЛЬНИКОВ

Во время Великой Отечественной войны полк, которым Вы командовали, сражался под двумя знаменами: своим полковым и знаменем пионерской дружины Касторен-ской средней школы. Об этом сообщалось в одном из первых донесений, поступивших во Всесоюзный штаб красных следопытов. И теперь многие читатели «Костра» интересуются: когда и при каких обстоятельствах появилось в полку пионерское знамя?

— Это было 28 января 1943 года. В этот день вместе с другими частями 307-й стрелковой дивизии и танковой бригадой полковника Полухина мы освободили поселок Кастор-ное. Бой за поселок был очень упорным и кровопролитным. Приходилось брать штурмом буквально каждый квартал. Почему фашисты так яростно сопротивлялись? Посмотрите на карту нашей Родины, найдите Курскую область, и все станет ясно: Касторное — не только крупный населенный пункт, но и важный железнодорожный узел.

И вот, когда бой за Касторное уже закончился и в штабе полка был уже получен новый приказ на наступление, докладывают: «Из первого батальона прибыл посыльный, принес знамя пионеров!»

Признаюсь, в первый момент я ничего не понял: «При чем тут пионеры?» И услышал рассказ, как группа бойцов во главе со старшим сержантом комсомольцем Лисиченко штурмовала дом на улице Ленина. Выбив противника со всех этажей, они обнаружили в одном из помещений пионерское

10

знамя. Увидев знамя, Лисиченко спрятал его на груди и повел свою группу выбивать фашистов из соседних зданий.

Надо было решать, что делать с этой необычной находкой. Передать кому-нибудь из местных жителей? Но где они, местные жители? — всюду одни развалины и пепелища. Да и нельзя отдавать такую вещь первому встречному. А вокруг уже собрались бойцы и командиры. Каждому хотелось потрогать рукой алое полотнище или просто на него посмотреть. Никогда не забуду этих глаз. Те из бойцов, что были помоложе, вчерашние мальчишки, глядя на него, вспоминали о своем пионерском детстве. А пожилые, отцы семейств, думали о своих детях. Хорошо, если семья осталась в тылу... А если на территории, оккупированной врагами?.. Короче, знамя решили оставить в полку и хранить вместе с боевым знаменем. Это решение было единодушным.

Скажите, а что располагалось в том самом здании, где группа старшего сержанта Лисиченко обнаружила пионерское знамя? Это был вражеский штаб, комендатура или казарма, где жили солдаты?

Думаю, что ни то, ни другое, ни третье. По словам Лисиченко, которого я потом подробно обо всем расспрашивал, все помещения там были завалены шубами, валенками, шерстяными кофточками и другими теплыми вещами. То есть, это было имущество не военное, а гражданское. И еще подробность: часть этих вещей была аккуратно упакована в большие тюки и приготовлена к отправке.

— Иван Федотович, возникает и другой вопрос: как попало в руки фашистов знамя касторенских пионеров?

В боях за Касторное мы взяли в плен более четырехсот солдат и офицеров противника. И один из пленных, которого я допрашивал, приметив в ком-