Костёр 1984-08, страница 28

Костёр 1984-08, страница 28

У ПОТУХШЕГО ВУЛКАНА

Море синело далеко внизу. Утесы из-за жаркого марева казались голубыми.

Оглушительно стрекотали цикады.

— Это Карадаг? — тяжело дыша после трудного подъема, спросил сын.

— Карадаг. Потухший вулкан, — подтвердил я.

Мы сидели на узком каменном «балконе» на высоте четырехсот метров над морем. Вровень с нами парил, раскинув крылья, альбатрос. Ветер дул ровно и сильно, принося горьковатый запах выжженных солнцем трав.

Семьдесят миллионов лет назад в этой точке Восточного Крыма, примерно в двадцати километрах от нынешней Феодосии, бушевали извержения. Тряслась земля, текла раскаленная лава, и хозяева доисторического моря — плавающие ящеры — стремились подальше убраться от тяжко грохочущего вулкана. Потом лава остыла, и за работу принялись ветер, дожди, солнце — неутомимые «скульпторы», способные справиться с самым крепким камнем. Так возник сегодняшний Карадаг.

...Мы карабкались вверх по узкому каменному желобу, который здесь называют Чертовой Лестницей. Название, впрочем, подходящее — кругом острые булыжники, того и гляди ногу свернешь. Откуда взялась эта лестница на крутом склоне?

— Посмотрите на стенки желоба, — сказал геолог Дмит

рий Михаленок, сотрудник Ка-радагской биологической станции. — Видите вертикальные слои? Раньше они лежали горизонтально. Потом чудовищные силы развернули эти пласты, вздыбили их. Миллионы тонн камня двигались тут как пушинки! А затем дожди промыли в породе проходы — по одному из них мы и поднимаемся...

— Пап, кто это? — испуганно

спросил сын. Недалеко от нас на обрывистом склоне готовилось к прыжку огромное животное. Вытянутая морда,

поджатые лапы... Иллюзия длилась секунду: мы приняли

за зверя причудливо обработанный ветрами и дождями камень. А вот рядом с ним «идут» куда-то человечки в плащах с капюшонами! Есть тут и «сфинкс», и «верблюд», и целый пещерный город. Если же посмотреть на Карадаг со стороны поселка Курортное, хорошо видна одна из главных его достопримечательностей: «король» и «королева» в парадных мантиях, спускающиеся в сопровождении «свиты» к гигантским «тронам».

Странный, почти лунный пейзаж окружает человека, идущего по здешним хребтам. Острые высоченные пики, бездонные ущелья, пещеры. Поневоле припоминаешь, что еще в нашем веке местные жители якобы видели здесь какое-то чудовище вроде динозавра — время от времени оно утаскивало в горы овец. Может, и правда это?

Невелик Карадаг — с прогулочного теплохода он виден от края до края. Но не только причудливые каменные «скульптуры» интересуют человека на этих двадцати квадратных километрах, не только красота гор привлекает его.

...Утром быстроходный катер завез нас в Пуццолановую бухту, окруженную утесами. Каждый шаг по чистейшей голубой гальке отдавался здесь звонким эхом. Сквозь самую прозрачную на всем Черном море воду поблескивали лежащие на дне сердолики, агаты, халцедоны — полудрагоценные камни, которых много в вулканических породах.

Водолазы начали готовиться к спуску под воду — надевали черные гидрокостюмы, прицепляли пояса с тяжелыми свинцовыми грузами.

— Что они будут искать? — спросил я биолога Нонну Николаевну Найденову, сотрудницу Института биологии южных морей.

Вместо ответа Нонна Николаевна показала раковину мидии — особого черноморского моллюска. Какая огромная! Таких я еще никогда не видел— сантиметров двенадцать в длину.

— Мы ищем породу больших мидий, чтобы разводить их искусственно, — объяснила Нонна Николаевна. — Ведь из них получаются прекрасные консервы.

— Моллюски — это вроде улиток? Фу! — скривился сын.

24