Костёр 1985-01, страница 3

Костёр 1985-01, страница 3

бригадир слесарей-сборщиков, дважды Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета РСФСР

Лично я уважаю тех, кто любит свое дело и делает его на совесть. Важно, чтобы труд его шел на пользу всем.

В Башкирии, куда эвакуировали из Ленинграда нашу семью во время войны, мне вместо учебы пришлось помогать родителям: сначала работал подручным в кузнице, где стал трудиться отец, а когда его отозвали в Ленинград,— в колхозной бригаде.

Сейчас некоторые родители изо всех сил стараются, чтобы только «протолкнуть» сына или дочку в институт, определить на «хорошую» должность. И если удается — считают, что выполнили родительский долг.

А мне вспоминается вечер в далекой Башкирии. Мне одиннадцать лет. Мать — председатель колхоза — за столом перебирает «бумаги»... Стук в дверь, входит бригадир, крепкий и жилистый, в косоворот

ке, один рукав заправлен за пояс: «Выручай, Павловна! Нет людей, хоть ты плачь. Мне бы парнишку какого!»

Не отрываясь от дела, мать кивает на меня: «Вот, возьми Володьку...»

Тот и растерялся, и обрадовался: «Справный хлопец!..» И уже ко мне: «Утром и пойдем».

В те годы многие подростки в полной мере поняли, что такое крестьянский труд. Помню, и лошадь запрягал, и за плугом «вприпляску» волочился: не удержать было, силенок не доставало. И все-таки делал, трудился — надо было.

Кончилась война, получили вызов от отца: возвращайтесь! Только собрались — телеграмма, умер отец. Померкла радость возвращения, а деваться некуда... Приехали, стал в школе учиться, а тут новый удар — мать скончалась. Сестры мои—

Соня и Галя — на правах старших в доме собрали совет, решили, что пойду я в ремесленное училище. И я пошел, в РУ-35, на слесаря.

Мечтал ли я идти по стопам отца, бывшего до войны слесарем? Честно говоря — нет, хотя на руки отца, трудовые, тяжелые, смотрел всегда с уважением. Даже завидовал их умелости, но мечтал о другом...

Итак, «ремеслуха», как выражались пацаны. Но если нельзя было «взлететь», то можно было приподняться, отличиться. И я старался. Вышел из училища с пятым разрядом (другие — с четвертым и даже с третьим). Были радость и гордость: вот как мы можем!

Бригадир слесарей Ленин-

ф

градского Металлического завода, куда я пришел работать, заметил мою «петуши-стость».