Костёр 1985-04, страница 11

Костёр 1985-04, страница 11

— А куда же мы теперь эту картофелину?— спросил Коля Окунев.

— Давайте, ребята,— подхватил Андрей Васильевич,— сделаем из нее муляж и поместим в биологический кабинет. Так что если кому-то попадется подобная диковинка, несите мне. Создадим, так сказать, и мы свою кунсткамеру...

Ребята знали, что у Андрея Васильевича слова не расходятся с делом. И, конечно, каждому захотелось побывать в Ленинграде. Еще старательнее стали они работать в поле...

Когда же весь картофель с полей был убран, подсчитали результаты и ахнули: по двести центнеров с каждого из тридцати гектаров. Такого со здешних полей еще никто не собирал и, пожалуй, лучше всех в деревне знали, чего этот урожай стоил,, сами ребята... А дело было так.

По земле шагала зима. Снежная, морозная... Полевые работы давно закончены. Казалось бы, для школьников теперь одна забота — учись да учись. , i Щ I |1

Идет совет дружины. Обсуждаются пионерские дела.

— Мы в прошедшем месяце учились хорошо — отстающих нет. Собрали тридцать килограммов макулатуры. Продолжаем ходить на колхозные фермы ухаживать за животными. Написали письмо в одну из школ ГДР,— доложил председатель первого отряда.

— И все?— огорченно спросила Люся Белокурова.

— Газету еще стенную выпустили...

Отчеты остальных отрядных были примерно такими же.

— Если с учебными делами мы еще справляемся, то с трудовыми отстаем, ребята,— подвела итог отчетам Люся.

— А что еще можно зимой придумать?— спросил Коля Окунев.— Металлолом собирать не станешь — он под снегом...

Тут Семену Колобову вспомнился разговор с бабушкой за столом во время ужина. На Сенин вопрос: «Отчего у нас нынче такая крупная картошка выросла?»— она ответила: «Зола, внучек, помогла...». И рассказала, что перед окучиванием она картошку хорошо подкормила печной золой. «От золы, внучек, она такая крупная да рассыпчатая получилась. Зола очень даже ценная штука. Потому я ее и не бросаю куда попало, а собираю всю зиму на сарае, а уж по весне в дело кладу...»

Сеня встал и сказал:

— Лучшего удобрения для картофеля, чем печная зола, и нету. А ее в каждом доме навалом. Давайте, будем собирать.

— Дело придумал!—обрадовались ребята.

— Чего же это мы раньше-то додуматься до этого не могли?!— огорчился Коля Окунев.

— До многого вы еще не додумались, ребята,— успокоил их присутствовавший на совете дружины Андрей Васильевич.— Но не волнуйтесь, у вас все еще впереди...

Правление колхоза и бригадиры с пониманием отнеслись к затее ребят.

— Да у меня свой амбар пустует. Сыпьте в него. Туда тонн пять-десять влезет,— 'сказал Павел Михайлов, бригадир первой бригады.

На другой же день ребята принялись за дело.

Кто на лошади, кто на саночках, заездили они по дворам.

Бывали случаи, когда к одному двору приезжали сразу по нескольку ребят из разных отрядов. И получалось по пословице: «Кто смел, тот и съел»..

Пришел вечером домой Сеня Колобов угрюмый. Его отряд замешкался что-то со сбором, и ребята из других отрядов опередили его. За ужином он сидел невеселый.

Что с тобой; сынок? — спросила бабушка.

Мнется Сеня, не хочется ему сознаваться, что простаком оказался и отряд подвел. Через три дня совет дружины будет подводить первые итоги по сбору золы, что он там скажет?

— Разве у тебя могут быть секреты от своих родителей?— сказал ему отец. Он у Сени человек добрый, справедливый. Сеня любит его, и тут выложил он отцу причину своей печали.

— Ну и чудак же ты. Есть от чего расстраиваться,— сказал отец.— Надо радоваться, что товарищи твои оказались такими расторопными... Кто бы ни собрал, а зола пойдет на общее дело.

— Так ведь стыдно быть на последнем месте... Отряд-то наш до сих пор был передовым в дружине... Да я сам и придумал золу-то собирать...

— Завидовать по-хорошему, сынок, это неплохо... Ну, раз так, то надо помочь вам. На лесных делянках этой золы — душа-мера. Только не ленись, набрать можно сколько угодно. В воскресенье приведу лошадь, и двигайтесь на лесосеку.

На другой день Сеня оставил свой отряд после уроков и рассказал ребятам о лесном кладе.

— Так дорога-то оттуда к деревне, считай, почти вся под гору. Так что и на дровешках можно поехать,— сказал кто-то из ребят.— Я там дважды с отцом бывал...

— Значит так, — Сеня встал и как взрослый, прохаживаясь по рядам между партами, продолжал:— В воскресенье, и не позднее семи часов утра с санками, мешками, ящиками, ведрами собираемся возле кузницы за деревней. Я там буду на лошади...

Утром в воскресенье, как и уговорились, отряд отправился в лес. Провожатым был отец Сени. А через три часа колонна прошла к бригадирскому амбару и высыпала туда целую тонну драгоценных удобрений.

После этого рейса за лесной золой отправились и другие отряды. За зиму ребята собрали в тот год ее ровно пятьдесят тонн, и вся она в основном пошла на удобрение картофельного поля. Благодаря золе и вырастили ребята «Спутника» такой хороший урожай.