Костёр 1985-05, страница 46

Костёр 1985-05, страница 46

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦВЕТНОМУ ТЕЛЕВИЗОРУ

В тот момент, когда превосходная паровая яхта «Дункан» водоизмещением в двести десять тонн с двумя прямыми парусами на фоке и гроте, повинуясь воле Джона Манглса, одного из лучших шкиперов Глазго, выходила из родного залива Ферт-оф-Клайд навстречу необыкновенным приключениям в южных морях, в телевизоре что-то щелкнуло, и последние бледно-розовые в свете зари бакены исчезли с потухшего телевизионного экрана.

Так вчера для меня, еще не начавшись, закончились поиски капитана Гарри Гранта. Однако сегодня произошло такое, что я уже не знаю, огорчаться или радоваться несостоявшемуся путешествию.

Началось все достаточно обычно. Из телеателье пришел мастер. Узнав о случившемся, он загадочно улыбнулся и, снимая с телевизора заднюю крышку с грозной надписью «Опасное напряжение», предложил отправиться в не менее увлекательное путешествие, но

только не к тридцать седьмой

%

параллели в пампасы Патагонии, а по лабиринтам огромной электронной страны, название которой — цветной телевизор, на поиски исчезнувшего там телевизионного сигнала.

— Факт исчезновения сомнений не вызывал, хотя о нем

40

в отличие от написанного на трех языках известия о крушении трехмачтовой «Британии», отправленного во вверенной океану бутылке, свидетельствовал лишь безжизненный телевизор. Вместе, с тем сопутствовавшие исчезновению обстоятельства (на экране пропало не только изображение, но и вообще свечение) наводили на мысль о возникновении на пути сигнала не просто препятствия, а непреодолимой преграды, ликвидировать которую можно только пройдя по его следам.

Мореплавателям в пути помогает карта. В путешествии по цветному телевизору, впрочем, как и по любому другому электронному устройству, принято руководствоваться его принципиальной схемой, на которой, как и на карте, условными значками обозначены все особенности электронной страны. Вместо дорог на принципиальной схеме телевизора — линии электрической связи или просто электрические провода, являющиеся наиболее удобными магистралями для электрических токов. Труднопроходимые участки соответствуют различным по величине сопротивления резисторам. Улицы с односторонним движением — полу проводниковые^ диоды, а транзисторы можно сравнить со сложными перекрестками с регулируемым движением. Есть в электронной стране и города. Это интегральные микросхемы, в малом объеме которых сосредоточены сотни и тысячи резисторов, транзисторов, диодов. Но обо всем по порядку.

Телевизионный сигнал мог исчезнуть, только пройдя сквозь антенный вход,— узкий, хорошо охраняемый антенной на крыше дома от посторонних нетелевизионных сигналов, проход в толстой крепостной стене — корпусе телевизора. Антенный вход — глаза и уши телевизора. Через него в телевизор по кабелю от антенны поступает телевизионный сигнал. Одновременно через другой проход в телевизор должна подаваться

электроэнергия, без которой жизнь в электронной, как, впрочем, и в любой другой стране замрет. Электроны в проводах забудут направление своего движения, безжизненными станут микросхемы, и телевизионный сигнал никогда не превратится в изображение на экране телевизора. Так, может, здесь причина исчезновения, и всетелеви-зионный розыск не понадобится? Но как об этом узнать?

Поиски в джунглях трудны без компаса, да и оружие не помешает. На поиски в телевизор лучше отправляться также не с пустыми руками. Наличие электропитания проверим вольтметром — простым и надежным электроизмерительным 'прибором. С личностью же разыскиваемого лучше всего познакомиться, воспользовавшись услугами электронного осциллографа, на экране которого легко получить электрический портрет телевизионного сигнала.

Итак, питание в порядке, а портрет довольно странный: ни бороды, ни усов — лишь множество сложных волнообразных линий. Однако исчезновение даже одной из них, а тем более всех вместе, неблагоприятно отразится на работе телевизора. Дело в том, что эти линии несут информацию о яркости, о цвете изображения и даже о звуке, который сопровождает показ любой телепередачи. Пропадут, например, в телесигнале линии звука, и телевизор замолчит.

Но пока все линии как будто на меоте, а мы, продолжая поиски, с помощью осциллографа вместе с телесигналом, пройдя антенный вход, попадаем в селектор телевизионных каналов — устройство, отделяющее сигнал первой программы от второй, третьей и т. д. и преобразующее его в форму, удобную для дальнейшего путешествия из селектора в усилитель.

Усилитель чем-то похож на большой проспект, по которому, подобно непрерывному автомобильному потоку через перекрестки, проходит через