Костёр 1985-08, страница 4

Костёр 1985-08, страница 4

И. С. Даревский

были на грани гибели. В 20-х годах нашего столетия в отдаленных уголках Казахстана и Калмыкии сохранилось лишь несколькосотен этих удивительных животных. Но правительство приняло жесткие меры, и сейчас около двух миллионов сайгаков пасутся у нас на территории, раза в полтора превышающей такую большую страну, как Иран. Или лось. Он ведь был спасен еще благодаря декретам, подписанным В. И. Лениным. Около двадцати двух тысяч сохатых насчитывается сейчас в одной только Ленинградской области. Спасены как вид зубр, соболь, бобер, удивительная рыба — белорыбица, из растений — женьшень.

Н. И. Сладкое: Отрадно, что мы можем уже назвать зверей, спасенных от истребления: сайгаков, соболей, бобров, зубров. Еще отраднее, что все больше и больше становится людей, готовых прийти на помощь животным, терпящим бедствие. Но успокаиваться нам еще очень и очень рано. «Красный» список растет. Вслед за Красной книгой зверей и птиц появились уже Красные книги пресмыкающихся, земноводных, рыб, моллюсков, насекомых, растений...

По данным Международного союза охраны природы (МСОП) 6 опасности сегодня находится каждый пятый вид зверей, каждый четвертый вид амфибий и рептилий, каждый десятый вид птиц. 25000 видов высших растений планеты на грани полного уничтожения.

Хорошо, что восстановилась численность некоторых промысловых зверей, но плохо, что мы до сих пор не можем наладить их рациональную эксплуатацию. В первую очередь это относится к сайгакам, соболям, ондатре. Хорошо, что у нас растет сеть заповедников, этих «островов спасения». Но плохо, что на эти «острова» покушаются не только браконьеры-охотники и рыболовы, но и лесорубы, пастухи со стадами, косцы сена, сборщики плодов и ягод. А нарушение заповедного режима лишает заповедник своего изначального смысла — за-поведности, нетронутости.

И. С. Даревский: Но ведь наши читатели во всех этих беда^ не виноваты и не смогут решить те проблемы, о которых вы говорите.

Н. И. Сладкое: Я и не призываю их тотчас приступить к решению этих проблем. Но знать о них они должны. Сегодня они еще школьники, но очень скоро станут молодыми специалистами. Им, молодым, и решать все те проблемы, которые не смогли и не успели решить мы. Кончилась эра бездумного потребления, преступно смотреть на природу, как на бездонную бочку. Исчезает какой-то вид мха, крохотной бабочки, а с ними, может быть, и возможность излечения како-го-нибудь страшного для людей заболевания. И человечеству уже никогда, при любых затратах, усилиях не воскресить исчезнувший вид! Недавно в морской губке обнаружено вещество, оказавшееся эффективным препаратом при лечении вирусного энцефалита. Из мно-гощетинкового морского червя выделили инсектицид «падан». С его помощью можно бороться с колорадским жуком, хлопковым долгоносиком, рисовым точильщиком, капустной молью. А эти вредители собирают с человечества дань в миллионы тонн овощей, зерна, хлопка.

Вот Вы, Илья Сергеевич, герпетолог, всю жизнь изучаете рептилий. Вам ли не знать, как относятся многие ребята к «гадам». Каждое лето в полях бывают миллионы ребят, если каждый из них убьет только

Н. И. Сладкое

одну змею, ящерицу, лягушку, жабу — это же «стихийное» бедствие!

И. С. Даревский: К сожалению, так. Убивают и гадюк, и безобидных медянок, ужей, желтопузиков, достается ящерицам, лягушкам, жабам. Ущерб, наносимый живой природе при этом, огромен. И без того множество змей погибает при осушении болот, на дорогах под колесами машин. Нужно, чтобы все мальчишки и девчонки накрепко усвоили — змеи, ящерицы, лягушки, жабы, тритоны — такое же достояние нашей страны, как море и лес, чистый воздух и горный луг.

В. Н. Танасийчук: А мне позвольте сказать слово в защиту насекомых. И они в опасности. Недаром в прошлом году издана «Красная книга СССР», в которой перечислены 202 вида насекомых, которым угрожает исчезновение с. лица Земли. В первую очередь исчезают самые красивые, яркие, заметные. Происходит своеобразная селекция шиворот-навыворот. Это как с цветами. Чем цветок ярче, чем больше он заметен — тем хуже ему приходится. И как ни парадоксально, любовь к природе, без знания ее законов, приводит к тому, что вокруг крупных городов этой самой природе приходится очень туго. Нагрузка на леса так возросла, что не выдерживают ни лесная подстилка, которую утрамбовывают миллионы ног, ни травы, ни птицы.

Корреспондент: Что же Вы

2