Костёр 1986-02, страница 18

Костёр 1986-02, страница 18

Город Гайдара

РОЖДЕНИЕ МУЗЕЯ

При въезде в город стоит стела, а на ней надпись: «Арзамас. Город Гайдара».

Сбегают и поднимаются с холма на холм улочки, застроенные каменными и деревянными домами с затейливой резьбой. В палисадах золотые шары, а над ними свешивает оранжевые гроздья рябина.

Здесь прошли детские годы Аркадия Голикова, будущего писателя Гайдара. Жив пруд, где Аркадий с друзьями устраивал «морские сражения», дома приготовительной школы и реального училища, где он учился, дом клуба большевиков и дом редакции большевистской газеты «Маяк», где он работал. И кирпичное здание вокзала, откуда шестнадцатилетним мальчишкой Гайдар уехал в армию. Сюда, в Арзамас, он привез рукопись своей первой повести, чтобы прочесть отцу — Петру Исидоровичу и друзьям.

Всю жизнь Аркадия Петровича тянуло в город детства. Он стал другом арзамасской ребятни. Однажды предложил сделать сюрприз бабке Аннушке с улицы Коммунистов, у которой сын служил в армии,— тайно наколоть для нее дров. Игра понравилась ребятам. А потом ребятам всей страны понравилась книга «Тимур и его команда». Из жизни в книгу, а потом опять в жизнь пришли тимуровцы — тысячи отзывчивых советских ребят.

Гайдар погиб в сорок первом году. Но этот человек-легенда

продолжал волновать и взрослых и детей.

В 1959 году пришла в арзамасский горисполком Зоя Ефимовна Ерофеева — директор исторического музея. Она высыпала на стол гору писем. На всех конвертах было написано: «Музею Гайдара».

— Люди даже представить себе не могут, что у нас нет такого музея,— сказала она.

Так начался музей Гайдара. Правда, открыть его Зое Ефимовне удалось только через пять лет. Нужно было освободить дом Голиковых — там жили две семьи. Нужно было восстановить обстановку дома, разыскать вещи и узнать, как они были расставлены.

Потом были открыты детская библиотека и литературный музей. Здесь же, рядом. Это здание из стекла и бетона построили на пионерские деньги.

Музей работал на «общественных началах». Научных работников — нет, экскурсоводов — нет, даже уборщиц нет. Стала Зоя Ефимовна думать, как быть. Выход «подсказал» сам Гайдар, его жизнь и книжки. Пришли в музей тимуровцы. Стали помещения убирать, экскурсии водить.

А потом в горисполкоме сказали Зое Ефимовне: «Ищите директора музея. Давно ваш музей вышел за рамки «самодеятельного». Жалко было ей оставлять исторический музей, а отдавать гайдаровский — тем более. Сколько лет Зоя Ефимовна жила этим музеем! «Давайте я буду заведовать двумя,— сказа

ла она.— А зарплаты мне не нужно». Нет, говорят ей, так дело не пойдет. Пришлось делать выбор. И выбрала она музей Гайдара.

Все это уже история. Штабу «Тимуровец» теперь двадцать два года. По-прежнему экскурсоводы в музее — ребята. Отвечают они на письма — писем приходит много. Ведут картотеку, где можно найти все, что названо именем Гайдара,— от школьных музеев и дружин до тепловозов и автобусов, построенных на пионерские деньги.

АЗоя Ефимовна по-прежнему директор и душа музея. Ей присвоили звание заслуженного деятеля искусств, наградили Знаком А. П. Гайдара. Знак этот — награда ЦК ВЛКСМ. А награждают им тех, кто работает с ребятами, воспитывает их и учит быть настоящими людьми.

А ТЕБЯ ВЗЯЛ БЫ В РАЗВЕДКУ ГАЙДАР?

Что напоминает этот двор? Двух сравнений быть не может: военный городок. Только маленький.

В небольшом домике — ленинская комната и музей Поста № 1. На стенах портреты Героев Советского Союза и генералов — земляков-арзамассцев, дипломы и грамоты — арзамасский Пост № 1 отмечен в числе десяти лучших постов нашей страны. В раздевалке покачиваются на распялках ки

12