Костёр 1986-05, страница 21

Костёр 1986-05, страница 21

В ГОД ПОБЕДЫ МЫ БЫЛИ СУВОРОВЦАМИ

Ровно год назад «Костер» напечатал материал «Они открывали парад» — о ребятах, которым посчастливилось участвовать в параде Победы на Красной площади. Вскоре после выхода журнала в редакцию пришел Владимир Сергеевич Панкин. Оказалось, он тоже был участником парада Победы. Мы попросили Владимира Сергеевича поделиться своими воспоминаниями.

Когда мы, воспитанники Калининского Суворовского военного училища, узнали, что будем участвовать в параде Победы, нашей радости не было границ. Еще с большим воодушевлением и прилежанием занимались строевой подготовкой. Много внимания мы уделяли своему внешнему виду. Наша строгая черная форма гимнастерка с алыми погонами и лампасами на брюках,— чистилась и гладилась по старинному способу: ложась спать, слегка намоченные брюки клали под простынь, и до подъема на них появлялись стрелки, о которые можно было, как говорилось, «обрезаться». Пуговицы на погонах и гимнастерке доводились до солнечного блеска, а в пряжку поясного ремня хотелось смотреться, как в зеркало.

Перед самым отъездом нам выдали парадную форму. Черный мундир с красным стоячим воротником, украшенным золотыми «катушками», алые погоны с белым кантом и большие пуговицы со звездой. Жители смотрели на нас с прищуром, но поощрительно. Помнится, наш строй встретился с двумя маленькими чистенькими старушками, и одна из них, смешно всплеснув руками, воскликнула: «Батюшки, опять кадеты идут!..»

В Москве нас разместили в институте, который был в годы войны военным госпиталем. В воздухе бывших палат еще витал запах лекарств, вызывая чувство тревоги и грусти.

Дня за три до парада на Центральном аэродроме состоялась генеральная репетиция. Вот тут мы и почувствовали всю грандиозность предстоя

щего. Сводные полки фронтов, начиная с Карельского и кончая 4-м Украинским, Военно-Морского Флота и Наркомата обороны, военные академии и

части Московского

безмолвное

печатая

училища, гарнизона, неся оружие, проходили шаг, мимо трибуны.

В перерывах между тренировками мы подходили к летчикам Александру Ивановичу Покрышкину и Ивану Никитовичу Кожедубу, у которых на груди сияли по три Золотых Звезды Героя Советского Союза. Стоя поодаль, внимательно вслушивались в разговор взрослых.

Рано утром 24 июня 1945 года нас повезли на новеньких «фордах» на Красную площадь. Построившись в батальонное каре, мы направились к Спасской башне на отведенное нам место. Сначала наш батальон, затем батальоны Тульского, Орловского, Елецкого, Свердловского училищ, за ними ба

тальон ленинградских нахимовцев. Левее нас уже стоял батальон солдат и сержантов с вражескими трофейными знаменами. Правофланговым в строю был сержант со штандартом личного полка Гитлера. На никелированном древке в черном прямоугольнике надпись: «Адольф Гитлер», над ним дубовый венок с черной свастикой и золоченый орел, хищно распластавший крылья. Орел, опущенный на мокрые торцы Красной площади, выглядел жалковато.

Время приближалось к 10.00. С неба продолжал моросить мелкий холодный дождик, как бы оплакивая тех, кто не увидел Победы.

Ветер нес на нас водяные брызги с Лобного места, на котором в гирляндах цветов был устроен праздничный фонтан.

Куранты Спасской бьют десять.

Прозвучала команда: «Парад смирно!» Сотнеголосый сводный оркестр грянул «Встречный марш». Командующий парадом Маршал Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский на коне иноходью направляется к принимающему парад Маршалу Советского Союза Георгию Константиновичу Жукову. Затем они вместе объезжают войска, поздравляя с победой. Маршал Жуков с трибуны Мавзолея обратился к войскам с краткой речью.

Прозвучали команды: «К торжественному маршу, по-ба-тальонно, на одного линейного дистанция! Первый батальон прямо, остальные напра...во!»

За время этих команд батальон с вражескими знаменами, стоявший левее нас, двинулся прямо к Мавзолею и, подойдя и разом повернувшись к нему, шеренга за шеренгой стал бросать знамена с черными фридриховскими крестами и черной паучьей свастикой к подножию Ленинского мавзолея.

Великая минута свершилась!

в. С. ПАНКИН, начальник отдела Института эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова АН СССР

16