Костёр 1986-05, страница 47КТО ПОСТРОИЛ ХИЖИНУ ДЯДИ ТОМА В июне этого года исполняется 175 лет со дня рождения Гарриет Бичер-Стоу, автора знаменитой книги «Хижина дяди Тома». Помните весенний ледоход на реке Огайо? «Вдруг огромная зеленоватая льдина накренилась и затрещала, но Элиза не задержалась на ней. Громко вскрикивая, она бежала все дальше и дальше, прыгала через разводья, скользила, спотыкалась, падала. Туфли свалились у нее с ног, чулки были разорваны, исцарапанные ступни оставляли кровавые следы на льду». Все, кто читал «Хижину дяди Тома», навсегда запомнят эту картину: спасая своего маленького сына, проданного в чужие руки, невольница-квартеронка Элиза бежит по льду, идущему по реке Огайо,— через границу, отделявшую рабовладельческий Юг от северных штатов. Эта история не выдумана писательницей — в ее основу положен действительный случай, произошедший на самом деле. Может быть даже, что сама Гарриет Бичер-Стоу видела эту картину своими глазами. Чего только не насмотрелась она, скромная учительница воскресной школы, живя в городе Цинциннати на берегу Огайо на самой границе с рабовладельческими штатами. Ведь именно сюда в первую очередь устремлялись бежавшие от притеснения хозяев невольники с Юга. Всем жителям Цинциннати день за днем приходилось быть свидетелями душераздирающих сцен преследований, травли рабов собаками, настоящей охоты за беглецами с оружием в руках. Поэтому всякий житель этих районов поневоле должен был решать вопрос за кого он — за рабов или за рабовладельцев? А значит и отвечать — за отмену он рабства в США или за сохранение его? Ширилось движение аболиционистов (так в те времена называли противников рабства), издавались их многочисленные газеты и журналы, сами рабы поднимали одно восстание за другим — страна жила накануне гражданской войны. Семья Гарриет Бичер-Стоу тоже не была в стороне. По словам самой писательницы, их дом часто играл роль одной из станций «подпольной железной дороги», как назывался тот нелегкий путь, система тайных убежищ, по которому невольники переправлялись с рабовладельческого Юга в Канаду. Но вот что важно—Гарриет Бичер-Стоу не только помогает беглым рабам, не только снабжает их пищей и всем необходимым, она беседует с ними, слушает их рассказы, и эти повествования, в которых нехитрыми словами рисуются самые жуткие картины издевательств человека над человеком, навсегда остаются в ее памяти. Бывала она и на другом берегу реки, в рабовладельческом штате Кентукки, где сама могла видеть, что такое рабство и как оно калечит души людей — и рабов, и тех, кто с детства привык владеть другими людьми. Гарриет Бичер-Стоу родилась в 1811 году на Севере США в многодетной семье пуританского проповедника. В 15 лет она уже учитель, потом пишет рассказы — прежде всего для того, чтобы получить дополнительный заработок, в котором нуждалась ее небогатая семья. Рассказы ее рисовали быт, повседневную жизнь простых американцев, но острых политических и социальных углов тогда еще она предпочитала не касаться. В 1850 году Конгресс США принимает закон «Билль о беглых рабах». С этого момента плантаторы получали право преследовать свою «живую собственность» по всей территории США, а не только на Юге. И если раньше, вступив на землю по ту сторону реки, невольник мог вздохнуть свободно, то теперь и здесь он оказывался лишенным убежища, бесправным «говорящим орудием»... «Билль о беглых рабах» оказался последней каплей. Гарриет Бичер-Стоу решает покончить с молчанием и гневно включается в борьбу против рабства. Уже в 1852 году в Бостоне отдельной книгой появляется ее роман «Хижина дяди Тома». «Моя задача,— писала о своей книге Бичер-Стоу,— показать рабство так правдиво и ярко, как это только можно сделать при помощи пера». Книга Бичер-Стоу — это не только описание ужасов рабства — в южных штатах происходили зверства и похуже изображенных в романе. Главное, что роман показывал, что причина этих ужасов не в том, что хозяева поступают дурно, что они злые, а не добрые, книга утверждала, что виновата сама система рабовладения — и вообще угнетения человека человеком. Писательница нарочно повествует о судьбе рабов, живущих в общем у «добрых» хозяев. Симпатичный мистер Шелби, запутавшись в долгах, продает ребенка Элизы и своего преданного слугу Тома, которого сам много раз обещал отпустить на свободу. Очень образованный, гуманный Сен-Клер, в сущности не привыкший хоть как-нибудь трудиться, в таком же духе воспитывает и свою многочисленную челядь. Каково же приходится его слугам, когда Сен-Клер внезапно умирает, а его черствая вдова не раздумывая отправляет всех на невольничий рынок. Очень верно показывает Бичер-Стоу и роль церкви в поддержке рабства. Это тем более удивительно, что сама писательница была очень религиозным человеком. Однако правда жизни взяла свое — на страницах романа мы не раз встречаем церковников, которые с Библией в руках оправдывают эту систему, мол, так гласит Священное писание. Получается, что ссылаясь на Библию, можно оправдать что угодно, любую несправедливость. Какой же выход предлагает писательница? По мысли самой Гарриет Бичер-Стоу выход — в самоусовершенствовании, в терпении и покорности. Но книга, которую она написала, говорит совсем. другое. Это решительный, острый призыв к |