Костёр 1987-05, страница 22

Костёр 1987-05, страница 22

Прощайте, прощайте, Малина в лукошке, Грибы на опушке, Прощайте! Чижи и синицы, Стрижи и кукушки, Прощайте, прощайте! Прощайте, прощайте! Пятнашки и прятки, И теплый родительский дом! Кидайте под лавку рогатки На взрослую битву идем!..

Когда мальчишки впервые запели эту песню, я увидел, что они приняли ее как свою, идущую от сердца. Они пели ее так, словно им и в самом деле предстояла суровая взрослая разлука. И зал поверил певцам.

Работая в «Радуге», я испытал великое счастье быть сотрудником театра, вносить свою долю в коллективную творческую работу. Я бы назвал это состояние радостью

равенства. Каждый вносит свою лепту, каждый необходим — и автор, и композитор, и педагог, и режиссер, и все участники ансамбля — от самого

маленького до самого старшего, от солиста до хориста!

Я не назвал еще одну важную часть «Радуги», без которой не могли бы успешно работать ни певцы, ни танцоры, ни музыканты — это родители.

Да-да, мамы и папы, дедушки и бабушки — полноправные участники творческого процесса. Надо помочь в костюмерной — зовут родителей. Надуть гелием шары — опять родители. Сладить декорации — и тут без них не обойтись. А организация поездок, гастролей, встреч, огоньков...

Я видел, как они сидят в зале во время репетиций и на премьере — эти мамы и бабушки, как переживают за сво-их-своих и своих-чужих, как открывают для себя собственных детей: так вот они, оказывается, какие! И трудолюбивые, и талантливые, и уже большие, самостоятельные... Так возникает атмосфера взаимного уважения родителей и детей, как участников одной большой работы.

Да разве можно было бы сделать что-нибудь толковое, если бы не атмосфера взаимной заботы, дружбы, ласково

го внимания старших к младшим.

...У Сережи Грачева умерла мама. Сереже было тогда четырнадцать. И вот дом хормейстера Марины Анатольевны Ланда стал Сережиным домом. Здесь Сережа был защищен, пригрет, здесь праздновали его день рождения, устраивали его в техникум, провожали в армию...

Меня поразило вот что: с кем бы из взрослых в «Радуге» я ни говорил — с художественным руководителем ансамбля Верой Владимировной Печат-никовой, с режиссером Галиной Ивановной Дмитренко, с хореографом Татьяной Борисовной Лебедевой, с руководителем музыкальной группы Валерием Леонардовичем Бровкой — о каждом из участников ансамбля, бывших и нынешних, они знают буквально все и могут рассказывать о ребятах часами! А ведь в коллективе сотня ребят. Какое это счастье, подумал я, когда в детстве у тебя есть такие старшие друзья. Вырастешь — и самому захочется быть похожим на них...

ансамбля много

И

Вообще у старших друзей, и прежде всего — это широко известный у нас в стране и за рубежом театр пантомимы «Лицедеи». Кстати, идея поставить спектакль «Мальчиш-Кибальчиш»

принадлежит как раз руководителю «Лицедеев», лауреату премии Ленинского комсомола, миму Вячеславу Полунину. Это он предложил: «Вы будете мальчишами, а мы буржуинами...»

Недавно «Радуга» закончила новую большую работу — антивоенный спектакль «Земля детей». Стихи для него писала Т. Калинина, музыку С. Баневич. Но и все участники ансамбля были соавторами этого спектакля. Он складывался в общих беседах, спорах. Все мнения, высказывания — независимо от возраста! — попадали в общий котел. Самое трудное было вот что: как сделать так, чтобы ребята, родившиеся через многие годы после войны, почувствовали, что это такое. Ведь только тогда в игре юных героев появятся убежденность и глубина. Помог случай. «Радуга» с «Поездом дружбы» поехала в ГДР. Там, в международном молодежном лагере под Дрезденом, познакомились с чилийскими детьми, родители которых погибли или пропали без вести после фашистского переворота в Чили. Наши ребята впервые в жизни увидели детей оттуда. Детей, которые не знали, где их родители. Детей, на лицах которых лежала печать недетской печали.

Продолжение на стр. 27