Костёр 1989-11, страница 44Наконец придвигаем слог «мо» к слогу «ток»: ВНИЗ ВЛЕВО ВЛЕВО ВЛЕВО ВВЕРХ ВПРАВО ВПРАВО Задача решена! * з « s 9 1С !*{М|О.{т|0|К рис 7 Кукарача вновь собрал кубики, как на рис. 4, и поставил Таракана в клетку (2,5). — Сделай «моток» еще раз,— обратился он к Пете. Еще раз? Мне придется снова вводить с клавиатуры 11 команд... Нельзя ли как-нибудь запомнить в компьютере эту программу, чтобы не набирать ее каждый раз заново? Молодец! — похвалил Кукарача вопрос Пети.— Именно на такой ответ я и рассчитывал. Ты же помнишь из лекции Ма-подумы, что у компьютера есть память. Вот смотри, я ввожу с клавиатуры текст: это моток ВВЕРХ вниз ВЛЕВО ВВЕРХ ВНИЗ ВЛЕВО ВЛЕВО ВЛЕВО ВВЕРХ ВПРАВО ВПРАВО КОНЕЦ — Исполнитель стоит на месте! Компьютер не передал ему ни одной команды, но они все запомнены. Откуда компьютер знает, что команды надо запоминать, а не передавать исполнителю? Очень просто! Все дело в слове «это», которое я набираю самым первым. Для компьютера слово «это» является командой начать запоминание. — А что «моток»? «Моток» означает слово это имя, под которым запоминаются команды в памяти компьютера. Я пишу слово «это», и компьютер настраивается на запоминание. Сначала он запоминает название программы (слово «моток»), потом команды. Л Отгадай, как компьютер узнает, что поступила последняя команда? Я думаю, что семафором, который закрывает запоминание, является слово «конец», записанное самым последним. Ты прав! Хорошо! — сказал Петя, немного подумав над новой информацией.— А как теперь заставить компьютер передать роботу программу? — Достаточно ввести ее имя! Смотри.— Кукарача набрал на клавиатуре слово «моток». Петя увидел, как Таракан забегал на поле и быстро выполнил все 11 команд (рис. 8). рис. 8 Интересно... Мы ка*с будто бы научили Таракана новой команде МОТОК. Произошло это благодаря наличию у компьютера памяти,— заметил Кукарача. Друзья выпили по чашечке ароматного чая и немного помолчали, глядя на каминный огонь. Дождь за окном лил как прежде. Кукарача вдруг отложил пачку индийского (со слоном на этикетке) чая, которую вертел в руках, и стал расставлять кубики на тараканьем поле (рис. 9). Ага! рюс: .Э Петя. сказал Сейчас мы будем решать новую задачу. Ты прав, мой догадливый друг! Нужно составить программу, исполняя которую, Таракан сбросит слона с поля, объявил условие Кукарача. — Ну, это очень просто. Я запишу программу под именем ВЫБРОС: ЭТО ВЫБРОС ВПРАВО ВПРАВО ВПРАВО ВПРАВО ВПРАВО ВПРАВО ВПРАВО ВПРАВО ВПРАВО КОНЕЦ — Беру интервью у программиста Кука! Скажите, Кук, сколько раз вы записали команду ВПРАВО? — Девять... Да, это было весьма утомительно. Нельзя ли дать указание компьютеру, чтобы он сам повторил команду столько раз, сколько необходимо? — Хороший вопрос порождает -хороший ответ: можно! Твою программу можно переписать так: ЭТО ВЫБРОС ПОВТОРИ 9 ВПРАВО КОНЕЦ «ПОВТОРИ 9» — это указание компьютеру повторить при передаче исполнителю десять раз команду ВПРАВО. Я предлагаю на сегодня закончить урок и составить домашнее задание для читателей «Костра». Друзья провели небольшой консилиум по данному вопросу, после которого в дневнике Кука остались следующие записи. » 2 3 4 5 <ё> ? » ^ jpncffi» Задача. Получите при помощи Таракана из этого неизвестного зверя домашнее животное (рис. 10). А. ДУВАНОВ, Ю. ПЕРВИН |