Костёр 1989-11, страница 41

Костёр 1989-11, страница 41

mm ведя* жтш mm- шая

■Й

ОЗЕРО

Аркадий СОСНОВ

ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ

Маленькое озеро Жувинтас в Южной Литве — родина большинства литовских лебедей. Оно лежит как раз на трассе перелета пернатых стай. До войны тут жил бедный люд, кое-кто промышлял сбором птичьих яиц. Но лебедей почитали уже тогда. Один крестьянин, убивший птицу, был оштрафован на тысячу литов. Можно сравнить — корова в ту пору стоила 80 литов.

Взять гнездовья лебедей под охрану предложил выдающийся зоолог Тадас Иванаускас. И вскоре первая пара лебедей вывела на Жувинтасе потомство. После войны озеро и его окрестности были объявлены заповедником — первым в Советской Литве. Со временем тут возникла колония лебедей-шипунов, одна из крупнейших в Европе. В иные годы в ней было 60—70 пар с птенцами. А сколько еще лебедей оставались на линьку! Птицам становилось все теснее, они заселяли соседние озера. Как будто из перенаселенной «коммуналки» жильцы разъезжались по новым отдельным квартирам. А за Жувинтасом укрепилась слава лебединого озера.

Если вы спросите, сколько в

Литве лебедей, вам назовут точную цифру: 2590. В том числе ручных. И скажут, сколько их в каждом из 44 районов республики.

КОЛЬЦО НА ВЕРНОСТЬ

Ранним декабрьским утром наш «рафик» выехал из Вильнюса на юг. Мой спутник — русобородый крепыш Салямас Палтанавичюс, ученый орнитолог, пять лет работал в этом заповеднике. И пока мы мчались по темному и мокрому шоссе, рассказывал мне о лебедях.

Озеро поделено между лебедиными семьями. Эти границы неприкосновенны. Когда самка сидит на гнезде, самец бдительно охраняет свой участок воды — акваторию. В это время он страшно драчлив, даже близко никого не подпускает. Нещадно бьет птенцов серых гусей и озерных чаек. Не жалеет и своих же прошлогодних птенцов. Однажды лебедь, защищая гнездо, убил лису! Бывало и так: выйдут студентки-практикантки на пристань — полюбоваться выводком пуховичков, а лебедь, грозно распластав крылья, загоняет их в дом.

— Удар крылом у него очень сильный,— говорил Салямас.—

И вообще, когда кольцуешь взрослую птицу, одному ее непросто удержать.

— Но как удается поймать их?

— Линного лебедя даже на веслах не догонишь. Обычно на краю островка ставят рыбачью сеть и с другого края загоняют птиц.

Недаром сложены песни о лебединой верности,— продолжал Салямас.— Кольцевание позволяет лишний раз в этом убедиться. По меткам можно проследить за каждой неразлучной парой. Построив гнездо, они из года в год возвращаются в свой «озерный дом». Иногда и зимой навещают Жувинтас. А уж с наступлением весны прилетают сюда в числе первых, кружат над озером, снижаются, «пробуют лед».

Салямас не только фотоохотник, а еще и писатель. Рассказы о природе пишет со школьной скамьи: жил в сельской местности, после уроков пропадал в лесу... Часто подменял учительницу биологии в школе и не стеснялся расспрашивать ребят о лебедях.

Уже заметно посветлело, когда мы приблизились к цели путешествия. Наш водитель все чаще притормаживал и провожал взглядом то парочку косуль, то стаю отдыхающих в

36