Костёр 1990-07, страница 37

Костёр 1990-07, страница 37

КНИГА ДЖУНГЛЕЙ

Давай договоримся, что, если ты знаешь Маугли только по отличному мультику, не раз шедшему по телевидению, ты прочтешь книгу, послужившую источником этого фильма, книгу, написанную около ста лет назад замечательным английским прозаиком и поэтом Редиар-дом Киплингом (1865—1936). Она называется «Книгой Джунглей» и очень велика. Для тебя много раз переиздавались лишь те ее сказки, где говорится о Маугли, и ты, скорее всего, не ведаешь, что там есть истории не только о нем и что каждая сказка сопровождалась у Киплинга прекрасными стихами.

Но несколько слов о самом Киплинге. Много лет этот прекрасный писатель считался у нас «бардом империализма», «певцом насилия», «поэтом колонизации и порабощения», писателем устарелым и реакционным. Но совсем не так давно в газетах замелькали географические названия — Кабул, Пешавар и другие,— напомнившие о давнишних стихах Киплинга (сто лет назад он, будучи журналистом, воевал в^ Афганистане, Индии, Африке). Я перевела его стихи об английском солдате, вышедшем в отставку с окладом шиллинг в день, живущем с семьей на эти гроши и просящем милостыню, а перед этим прошедшем весь ад войны на чужой земле, и старые стихи Киплинга оказались неожиданно справедливыми и злободневными. Листая Киплинга, я вспомнила, что его стихи из «Книги Джунглей», адресованные детям, переводились на русский язык очень давно, и перевела их заново. Вот, например, стихи, сопровождающие сказку «Охота Каа». Ты помнишь, что удав Каа, друг Маугли, жестоко наказал обезьян, Бандар-Логов, за то, что они похитили мальчика и подвергли

32

его опасностям. Но наказание не пошло впрок Обезьяньему Народу, и Бандар-Логи по-прежнему носились по лесу, бессмысленно повторяя все, что слышат, не признавая ни Закона, ни порядка и именуя себя «великим народом», почти равным Человечьей Стае.

А помнишь, после того как Волчья Стая по наущению Шер-Хана изгнала Маугли, он вернулся к людям и, уже живя в деревне, победил тигра и снял с него шкуру? Мальчика сочли колдуном и изгнали из селения, а женщину, которая его приютила и которую Маугли звал матерью, пытали и хотели сжечь на костре. Маугли спас приемную мать, но не простил людям их жестокости и напустил на деревню джунгли, за короткое время разрушившие село до основания.

После этого Маугли возвратился в джунгли и жил там, охотясь и дружа с волками, своими молочными братьями, своим учителем медведем Балу,

черной пантерой Багирой и удавом Каа. Однажды удав привел мальчика в заброшенный город, где в подземелье хранились неисчислимые сокровища давно умершего князя, которые охраняла Белая Кобра. Маугли, лесной мальчик, не понял их цены и взял себе лишь острую погонялку для слонов, обильно украшенную драгоценностями, «анкас». По неведению мальчик забыл анкас на открытом месте, его подобрали люди и затем охотились друг на друга, убивая своих соплеменников из-за драгоценной вещи, так что за несколько часов в джунглях оказалось шесть человечьих трупов. Сказку «Княжеский анкас» Киплинг сопровождает стихами, в которых говорится, как много страхов в джунглях, как Страх окружает и томит каждого. Но, пожалуй, страшней и непонятней всех страхов тот, который приносит с собою Человек.

Маугли стал Хозяином Джунглей благодаря своему уму, своей силе и своему неуклонному следованию Законам Джунглей, которые преподавал волчатам старый мудрый медведь Балу. Маугли, бывший смышленее волчат, своих молочных братьев, оказался первым учеником медведя. Долгое время стихи «Законы Джунглей», приложенные Киплингом к сказке «Как Страх пришел в Джунгли», воспринимались у нас как попытка навязать людям «звериные законы». На самом деле это просто мудрый, хоть и жесткий, свод правил жизни в лесу, помогающий выжить, уцелеть и поддержать свою стаю. Закон, который наверняка вспомнится и самому Маугли, когда он вернется вновь к людям, оставив своих лесных учителей, в том числе седого, ослепшего медведя Балу.

Нонна СЛЕПАКОВА