Костёр 1990-09, страница 5

Костёр 1990-09, страница 5

irnpj т

Сохранилось множество деловых «бумаг». Самая древняя такая грамота, найденная в слое конца XI века, представляет собой список должников. Это грамота № 526: «На Бояне в Русе гривна, на Житобуде в Русе 13 кун и гривна истине, на Луге на Негораде 3 куне и гривна с намы...» Боян, Жито-буд и Негорад — это должники, гривны и куны — денежные единицы, причем с Него-рада причитается не только 3 куны долга, но и «гривна с намы», то есть процент с взятой суммы. Итак, перед нами список ростовщика. Должники, как мы видим, жили вовсе не в самом Новгороде, а в Русе и Луге — эти города прекрасно знакомы нам, только теперь Руса называется Старая Русса, а вот Луга так и сохранила с древнейших времен свое название. Значит, уже в XI веке в Новгороде были ростовщики, деньги у которых занимали не только новгородцы, но и жители других городов. А ведь до этих находок считалось, что в ту эпоху царило натуральное хозяйство, что денежные отношения были еще совсем неразвитыми.

Со временем берестяные грамоты стали находить и в других городах — 14 в Старой Руссе, 10 в Смоленске, 4 в Пскове, одну нашли в Витебске. Но больше всего грамот найдено все-таки в Новгороде. Конечно, там были идеальные условия для их сохранности, но причина не только в этом —, Новгород был республикой, богатейшим торговым центром, а купцам, ремесленникам письменность была просто жизненно необходима.

Написанное слово было здесь не в диковинку. Переписывались все: боярин и управляющий, помещик и его ключник, ремесленник и заказчик, ростовщики составляли списки должников, купцы записывали приход и расход товаров; слали письма друг другу мужья и жены, родители и дети. О широком распространении грамотности говорит даже количество найденных писал — в одном только Неревском раскопе (в одном из пяти райо

нов города) их найдено более семидесяти.

Между прочим, во время скучного богослужения этими же писалами царапали прямо на стенах церквей, а иногда даже просто рисовали картинки, впрочем, судя по расстоянию от пола, царапали в церкви в основном дети — у них, значит, тоже были свои писала.

В каком же возрасте начиналось обучение грамоте? Ответ на этот вопрос дала одна находка — обнаружили охапку грамот, целых пятнадцать штук, которые оказались ничем иным, как «тетрадками» мальчика по имени Онфим. Чего только нет в этих грамотах — тут и аккуратно переписанная азбука от А до Я, выписаны «склады», то есть слоги — ба, ва, га и так далее, в рамочке дан пример начала письма: «Поклон от Онфима к Даниле», и тут же рядом — нарисован страшный зверь с торчащими ушами и подписано «Я звере». Вот еще рисунок — лошадь и всадник на ней. Частенько попадаются в «тетради» Онфима и ошибки. Когда жил этот мальчик? Об этом можно судить по его рисункам — на воинах, которых он нацарапал, шлемы — точное изображение известных археологам шлемов XIII века.

А вот еще по-своему замечательная грамота № 46. Сначала она поставила историков в тупик. Действительно, что же здесь написано?

НВЖПСНДМКЗАТСЦТ Е Е Я И А Е У AAA ХО Е И А Но попробуйте читать буквы не подряд, а сверху вниз — вот что получится: «Невежя писа, недума каза, а хто се цита...», то есть: «Незнающий писал, недумающий показал, а кто это читает...» Конец грамоты не сохранился, но ясно, что о том, кто читает (а значит, и о нас с вами), сказано что-то нелестное. Это — шуточная надпись. Так что с чувством юмора у древнего новгородца тоже было все в порядке.

Ф. ЕЛОЕВА, Е. ПЕРЕХВАЛЬСКАЯ

Рисунки В. Аникина