Костёр 1990-10, страница 18

Костёр 1990-10, страница 18

ВАК МЫ ЕЗДИЛИ ПОМОЩНИКОВ

ИСКАТЬ

В Петрозаводске я на всякий случай решила зайти в Центральный государственный архив Карельской АССР. А Хель-ви Осиповна Инно — она там работает историком — решила показать мне подшивку старинных документов. Тоже, видимо, на всякий случай: вдруг заинтересуюсь. Подшивка называлась «Дело Олонецкого горного правления» и с виду была похожа на большую толстую книгу.

И вот только я стала переворачивать листы этой книги-под-шивки, как раздался... треск. Плотные, как пергамент, они переворачивались не с обычным мягким шелестом, а с самым настоящим треском.

— Представляете, какой шум стоит в нашем зале, когда несколько читателей работают с такими «единицами хранения»? — заметила Хельви Осиповна. И тут же обратила мое внимание на школьные ведомости 1856 года — «Успехи, способности и поведение учеников Рыборецкого сельского приходского училища».

К ведомостям были прило

жены работы по чистописанию, написанные в середине прошлого века: «Бойся Бога, повинуйся Царю и уважай начальников», «Противен Богу и бесчестен сын, оставляющий родителей своих без помощи».

Но самым любопытным мне показался документ, из которого можно было узнать, когда ребята поступали в школу. Так, братья Иван и Михаил Станис-лавовы 11-ти и 10-ти лет начали учиться 5 октября, восьмилетний Ваня Арестов — 1 декабря, а Петр Нифантиев 10-ти лет года.

— Почему так? — спросила я Хельви Осиповну.

— Как почему? Когда родители отпустят. В то время многие смотрели на школу более чем равнодушно. Некоторые матери даже плакали, отпуская детей учиться.

Что ж, люди совсем темными были?

Нет, против грамотности крестьяне ничего не имели. Однако они считали достаточным, если их ребенок или выу

только 9 декабря 1854

' -ST ш - - * •

ш

•V

jm®

мт

шшш

шт

Хельви Осиповна Инно (за столом) показывает семиклассникам исторические документы, рассказывающие об их школе.

чит молитвы, или начнет разбираться в церковных праздниках. Поэтому основное время на школьных занятиях уделялось чтению по часослову и псалтырю. Выглядело это так: сначала читал учитель, за ним несколько раз прочитанное повторяли ученики. Чем громче и проворнее выговаривал ученик, тем больше имел успехов. Запомнив название букв алфавита (аз, буки, веди...), ученики хором заучивали слоги согласных и гласных. Отсюда и пословица: «Азбуку учат, на всю избу кричат!»

Слушая рассказ, я невольно подумала: интересно, знают ли пионеры села Рыбрека историю своей школы? Есть ли у них школьный музей? Берегут ли они свою историю? И когда поделилась, своими мыслями с Хельви Осиповной, она ответила:

— Что гадать? Дорога — два часа езды на автобусе. Съездим, и вам все станет ясно.

И вот мы приехали в школу. Знакомимся с ребятами седьмого класса. Один говорит: «Меня зовут Слава Ершов». И другая: «Я тоже Слава Ершова».

Моя спутница насторожилась: «Уж не родственники ли Сафо-ния Дмитриевича?» — «Точно,— говорят,— родственники. В нашем классе есть еще Лёля Ершова, тоже венница».

Понятно,— улыбается Хельви Осиповна,— все понятно.— А мне шепчет: «Знаешь, это внучатые племянники Са-фония Дмитриевича Ершова первого профессионального художника-вепса».

Потом она стала показывать ребятам разные исторические документы, в которых сообщается об их родном селе, а под конец достала из папки какую-то открытку и обратилась к семиклассникам.

— Друзья, требуется ваша помощь! Уже много лет я собираю материалы о вашей школе. Между прочим, ей в этом году, в декабре месяце, исполняется 185 лет. Мне казалось, материалов собрано уже достаточно. Но недавно к нам в архив пришел один исследователь и говорит: «Посмотрите, какие

родст-

16