Костёр 1990-10, страница 19

Костёр 1990-10, страница 19

•jj*(W

wm

*m

mr

m

t

•is,

4 it

С января 1898 года по 1916 год в этом доме, который принадлежал крестьянину Егорову, размещалось Рыбрекское приходское училище.

я купил открытки». Стала смотреть. На одной — ярмарка на Сенной площади в старом Петрозаводске. Я случайно повернула открытку и вижу: «Петроград, ее высокородию Марии Степановне Барашниной. Воистину Воскресе, милая Маня! Как ты живешь? Встречаешь ли наших? Может быть, найдешь времячко черкнуть о себе. Я ведь учительницей в Рыбреке. Адрес мой: Вознесенская пристань, Рыбрека. Твоя Лиза».

Так я узнала об учительнице, которую звали Лиза и о которой мне, к сожалению, до сих пор ничего неизвестно.

Семиклассники

слушали молча, сперва с интересом, затем все чаще стали поглядывать на часы.

И так — всегда,— печально вздыхала Хельви Осиповна, когда мы вышли из школы.— Сначала загорятся, порой даже задания себе требуют, а на следующий день весь интерес пропадает, и никто ничего не делает. А мне без помощников никак нельзя — сама видишь, село большое. Всех не обойдешь и с каждым не поговоришь.

Я не знала, как ей ответить, и сказала первое, что пришло в голову:

А вы меня в помощники возьмите!

Так я стала вместе с Хельви Осиповной ходить по домам и

записывать по ее просьбе воспоминания старожилов.

Ольга Ивановна Тимофеева, учительница-пенсионерка: «Моим учителем был Михаил Иванович Мишин — на всю жизнь его запомнила. Такой был добрый, живой человек. У меня и фотография хранилась, где он с пионерами. И я там на фотографии — в шапочке с помпоном и шерстяных чулках с бантиками. Еще был Николай Иванович, фамилии не помню. Он еще заикался. И тоже ко мне хорошо относился. Очень маленькая была ростом, и меня, наверное, учителя жалели. Вот я их и запомнила».

Бабушка Праскева Кузьминична: «Два года ходила в школу. На третий отец не пустил. Лошадей, коров, овец держали — работать надо было. Учиться не велели. Учителя были Александра Евгеньевна и Христина Ильинична. А школа — при церкви избушка. Мальчики и девочки учились раздельно. Вместе учителя не велели, сказали: ребята балуются, а девочкам что ж? Александра Евгеньевна придет в класс, поздоровается. Возьмет две цепи, на них гири. Если кто смеется, плачет, говорит,— она как стукнет по столу гирями-то! Так на столе и держала их. Это я, дочки, все помню».

Мы идем по селу, от одного дома к другому. Дорога то поднимается, то под горку торопится. И на подъемах Онеж

ское озеро сразу в глаза бросается. Многие дома вокруг больше на дачи похожи. Бревенчатые стены досками обшиты и выкрашены. А другие дома старые, с потемневшими балконами и деревянными «полотенцами» над маленькими оконцами. Идем и думаем: сколько еще они простоят и не развалятся: год, два, три?

Вдруг видим — выходит из одного такого дома старушка

4

с кошелкой и к поленнице направляется. Положила в нее несколько поленьев и назад поворачивает. Мы остановились. Заметила: «Вроде незнакомые гости-то?» Провела в избу, усадила на длинную лавку, сама напротив села. Треть комнаты занимает ткацкий станок. Стоит с заправленной в него работой. Рядом со .станком — стол и телевизор. Хозяйка — Прасковья Ивановна Сорокина начинает рассказывать о своей жизни:

Пол мыть уже не могу. Вот дров еще могу принести, да и то не охапку. Стирать тоже силушки нет. Живу одна, дети помогать приходят. В школу? Ходила. Месяца полтора. Матери не было — была мачеха. Так детей надо было нянчить. Замуж выходила — подписаться не умела. Учителя были Са-фоний Дмитриевич Ершов, Александр Константинович. Да и в школу-то ходить было далеко — а погоды плохие, дороги никакие...

А старых книг у вас нет, по каким читать учили?

Теперь нет. Пионеры все в макулатуру сдали. Были бы, я уж вам бы удружила. Мне-то они зачем? Да и сколько можно на земле крутиться?

Вечер за окнами наступил незаметно, и нам надо торопиться на последний автобус. Все, что могли, мы сделали. Вся пленка в фотоаппарате отснята, блокнот исписан. А йаговорились-то за день! Ну, за тем и ехали. Правда, ехали мы не только к пенсионерам, но и к пионерам. Но что тут можно добавить, если разговора с пионерами не получилось. Почему они ведут себя, как посторонние?

Е. ПОЖИДАЕВА

Фото автора

19