Костёр 1991-03, страница 15Бывают разные исключения из правил. Как будто бы, рифма тем точнее и звучнее, чем больше букв совпадают в двух рифмующихся словах. Но ни один современный поэт не позволит себе рифмовать: «Коля и Оля», «Саша и Маша», хотя совпадение звучания тут есть. В рус- « V 1 ском перечне имен точные рифмы можно подобрать чисто механически, это скучно. lipoma всего рифмовать слова с одинаковым корнем: «учить-из\ чить», «брать-подобрать», но именно поэтому и не стоит это делать, хотя в этих словах совпадают пять последних букв. Но почему же, например, рифма: «говорит-норовпг», где чуть-чуть переставлены буквы, вполне годится? Мы уже подходим к словам, в которых повторяются в разном порядке отдельные буквы. Такие рифмы имеют название — ассонанс. Этот способ рифмовки тоже требует большого чутья и умения. Неточность рифмы в большой сюжетной поэме может пройти незамеченной. Но если ваше стихотворение состоит из четырех строчек, то в нем каждое слово и каждая рифма значит очень много, особенно важна последняя строчка. Есть русские пословицы, которые имеют звучные рифмы: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Но живут веками и нерифмованные пословицы. Например. «Жизнь прожить — не поле перейти». Тут есть и яркий образ, и жизненная филосо фия, созданная народной мудростью и выраженная в одной единственной фразе. Другое дело, что строить стихотворение на одной такой фразе нет смысла — в ней уже все сказано. Начинающие стихотворцы часто рифмуют глаголы. Опытные поэты их избегают. Ведь в русском языке ничего не стоит найти глагольную рифму: «стоит-говор ит», «шумит-жур-чит-блестит» и т. д. Значит ли это, что нельзя употреблять глагольные рифмы? Отнюдь нет. Если в сюжетном поэтическом рассказе—поэме возникает стремительное действие, без глаголов просто не обойтись. Вспомним поэму «Полта-ва» Пушкина: «Швед, русский рубит, режет...» колет, Какая энергия в этой строчке, как великолепно передана сумятица рукопашного боя! Правда, рифма к глаголу «режет» не глагол, а существительное — «скрежет». Прекрасная рифма, если можно так выразиться, «наполовину глагольная». Но у того же Пушкина в «Сказке о царе Салтане» так рассказывается о царевне-ле-беди: «А как речь-то говорит. Словно реченька журчит». «Говорит-журчит» ЧИСТО глагольная рифма и не такая уж точная. Но зато между двумя строчками есть чудесная перекличка в словах «речь» и «реченька», имеющих, казалось бы, совсем разный смысл. И эта ласковая перекличка делает строки незабываемыми. Кто не знает потрясающих пророческих строк Лермонтова: Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, щ/ И звезда с звездою говорит. В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом... Лермонтов угадал голубое сиянье Земли задолго до того, как люди впервые увидели Землю из космоса. Я твердила эти стихи множество раз в самые трудные минуты жизни и никогда не ду-мала о том, что в них есть не очень точная глагольная рифма: «блестит-говорит». А у всякого другого поэта эта рифма будет резать слух, помешает восприятию стихов. Тайну гения разгадать нельзя. Но не дай вам Бог с юных лет вообразить себя гениями, если вам удалось написать, а, может быть, и напечатать несколько хороших стихотворений. Возможно, вы даже не станете профессиональными поэтами, у вас откроется талант в каком-то другом деле. Но умение написать хорошее стихотворение обязательно принесет вам радость. То, что я пишу — не статья, а просто обращение к тем, кто делает первые шаги в стране Поэзии. И пока я говорила с вами только о маленькой жительнице этой великой страны — рифме. Рисунок К. Почтенной |