Костёр 1991-04, страница 38

Костёр 1991-04, страница 38

молдпки

С распространением христианства появились опреде-

7

ИИ

Кис

ск

ч

яснил, что тот, кто ест и пьет

это, причащается

то есть

ленные каноны

правила богослужения. Все церковные изображения также подчинялись этим канонам. Изображая сюжеты Священной истории, художники стремились передать не внешнее подобие события, а его религиозный смысл. Поэтому в культовых образах духовное начало всегда преобладает над телесным. Стиль становится условным и плоскостным.

Примером тому может служить мозаика XI века в Киевском Софийском соборе «Евхаристия», то есть «Благодарение», в переводе с греческого. Из Евангелия известно, что, собрав на тайной вечере учеников, Христос разломил хлеб и поднес им хлеб и вино. Он объ

Искусство выкладывать изображение из кубиков, приготовленных из стекловидной мас

сы

смальты и обработанных

камней, знали еще в античные времена. Новый расцвет мо-

принимает искупительную жертву Христа. Ведь хлеб и вино символизируют тело и кровь Спасителя. Благодарные ученики причастились первыми. Этот заика получила в христианскую момент и представлен в мо- эпоху в искусстве Византии, а

оттуда пришла и на Русь. Ведь Древний мастер не изобра- София Киевская, символизи-

заике.

жает обстановку тайной вечери. Ему важно передать торжест-

рующая свет, премудрость, была воздвигнута при князе венный миг происходящего Ярославе Мудром подобно таинства. Христос запечатлен Софийскому собору в Царь-

граде, столице Византии. Величественная архитектура храма, в сочетании с великолепными мозаиками и росписями, музыкой и богослужением сливаются в единое целое и призваны утверждать торжество христианского учения.

возле стола со Святыми Дарами дважды — с хлебом и чашей. К нему симметрично сходятся один за другим апостолы-ученики с молитвенно протянутыми в едином ритме руками. Фигура ангела, освящающего действо, золотой искря

щийся фон

все создает ощу

щение чуда, праздничности

Анатолий БАСЫРОВ