Костёр 1991-09, страница 33В 1577 году в Испанию приехал тридцатишестилетний грек, уроженец острова Крит, Доме-никос Теотокопулос. Он прибыл из Италии, где, как говорили, учился живописи у самого Тициана. Там и получил свое известное прозвище, означающее буквально «грек». Время это было непростым для Испании. Могущество крупнейшей католической империи в Европе с обширными владениями в Америке близилось к концу. Завершалась и эпоха Возрождения. Вера в титанические возможности человека слишком часто входила в разлад с реальностью. И художники остро ощущали это противоречие. Классический идеал гармоничного человека уравновешенности, царящей в природе, сменился чувством трагичности, беспокойства. Живописцы не стремились больше к простоте и ясности изображений, их увлекало все странное, необычное, мисти-чески-чудесное. Такую изощренную манеру так и назвали — «маньеризм». Эль Греко стал его крупнейшим представителем. Как только не называли Эль Греко — и «великим философом», и «человеком со странностями», и «гениальным безумцем». Он, грек, со всем жаром души принял католическую религиозную идею. Его картины отличаются небыра-лой взволнованностью, бурным вихревым порывом. Во всех полотнах Эль Греко сразу обращает на себя внимание удлиненность пропорций фигур, стремительное движение, про низывающее все части изображений. Вот один из вариантов картины Эль Греко «Эсполио» («Снятие одежд с Христа») на сюжет страстей Иисуса. Надругавшись над Христом, воины сняли с Христа одежды перед распятием. Художник не про- тинившиеся над воинами, создают образ угрозы. Ужасен вид палача, одной рукой натягивающего веревку, а другой срывающего с Христа багряницу. Фигура Иисуса выделена ярким светом в центре полотна. Его облик выражает отрешенность и мистическое сто приближает эту мрачную сцену к современной ему эпохе, но и передает художественными средствами чувство сопереживания происходящему. Облака несутся по небу зигзагами, подобными вспышке молнии. Свет змеится по угловатым складкам мятых одежд. Римский легионер представлен в виде испанского гранда в рыцарском доспехе и круглом плоёном воротничке XVI века. Типы лиц тоже характерны именно для испанцев. Колючие формы алебард, още переживание того, что предопределено заранее. Духовное превосходство Христа противостоит людской злобе и жестокости. Вглядываясь в лица людей с остроконечными бородками по испанской моде, зрители и молящиеся размышляли о своей жизни, каялись в прегрешениях, проникались состраданием, восхищались великолепным живописным мастерством. Эта захватывающая художественная сила и неподражаемая энергия поражает людей и поныне. Анатолий БАСЫРОВ 29 |