Костёр 1992-01, страница 23

Костёр 1992-01, страница 23

Дорогой читатель!

Ты, конечно, заметил, что

галстук на нашей обложке стал

j

разноцветным. Это не случайно. В нашей стране существует теперь не одна-единственная детская организация — пионерская, но и другие. Помимо Союза пионерских организаций (Федерации детских организаций) твои сверстники в разных городах и республиках объединились в

— скаутские организации,

— религиозные,

— детские центры по охране окружающей среды,

— общества по интересам,

— по возрождению национальных, культурных традиций своих народов.

Многие детские организации уже имеют или стремятся иметь свои эмблемы, свою форму одежды, свои галстуки — если носить, конечно! — каких-то особенных цветов. Разрабатываются уставы и пишутся программы... Об этом можно поговорить со страниц журнала, но это не очень интересно. Интересней было бы о том, чему посвятила себя та или иная организация не на словах, а на деле. Но таких проявлений пока мало. Определенно можно сказать о новых детских движениях лишь одно: все у них в будущем.

«Расскажите, пожалуйста, о скаутах. Это движение начинает возрождаться в нашей стране. Литературу о них взять негде, чтобы узнать хоть самую малость.

Хочу узнать, чем скауты отличаются от пионеров». (Ольга Сокольникова, Москва.)

«Я не пионерка. Отдаю предпочтение скаутам. Сейчас во многих городах появляются такие организации. Напишите о

них, побеседуйте с теми, кто в

7

них состоит. Пусть поделяться

г

опытом, ведь это интересно. Хочу узнать об их делах, законах, форме». (Марина, Темир-тау.)

J Г

Редакция попросила ответить на эти письма Всеволода Львовича Кучина из Совета координаторов Ассоциации Возрождения российского скаутизма и Владаса Линаускаса, члена Литовского Союза Скаутов, нашего юнкора.

Всеволод Львович Кучин: — Скаутизм возник еще на заре века. Главным в нем было — здоровый образ жизни, единение с природой, само

совершенствование. Скауты — это не альтернатива пионерам, это истоки самого пионерского движения. У юных русских разведчиков-скаутов одним из краеугольных камней было воспитание в традициях православия, замененное в пионерии атеизмом. Все остальное — как у

всех детей, соответственно возрасту: игры, лесной лагерь с костром, самообслуживание и

ежедневные добрые дела на

_ _ 0

благо людям. В 1990 году группа детей из зоны Чернобыля, приглашенная в скаутский лагерь в Швейцарию, устроила там «забастовку», отказавшись ставить палатки и варить себе обед, заявив: «...мы приехали отдыхать!» И в таких деталях тоже проявляется отличие скаутских традиций от пионерских.

По русскому опыту начала века и зарубежному современному опыту, скауты — весьма ограниченное по численности движение, не стремящееся ко всеобщему охвату. Оно присуще городской среде. В чем-то оно сродни толстовству с его идеей совершенствования на пути возврата к природе. Не надо думать, что скаутизм — панацея от всех проблем молодежи. Но это противопоставление тем ее группировкам, которым присущи пороки, отвергаемые христианскими заповедями. Учитывая, что в стране есть и религиозные союзы молодежи, надо полагать, что скауты займут промежуточную позицию между ними и пионерией.

...Я вырос в среде опальных скаутов, живших с 1926 года под угрозой третьего, пятого, десятого ареста и реабилитированных уже в пенсионном возрасте. Неоднократно арестовывалась и моя мама. В полном соответствии с законами времени, с моего рождения и до получения мамой в 1964 году справки о реабилитации по делу скаутов, я был по всем анкетам сыном врага народа. Слово «скауты» дома не произносилось, и тема не обсуждалась. Однако, несколько лет назад, начав участвовать в возрождении движения — следуя семейной традиции и чувству горькой обиды за поломанную жизнь родительского поколения,— я с удивлением обнаружил, что знаю почти всю скаутскую науку. Дома исподволь вложили в меня духовную основу, практические скаутские навыки (вязание узлов, азбука Морзе, игры на наблюдательность, костры с печеной картошкой и прочее). Эта добрая закваска помогла в течение 25 лет проработать в лесоустроительных партиях и сохранить душу живу.

Учитывая благожелательное отношение к возрождаемому русскому скаутизму в законодательных органах страны и республики, будем надеяться, что скаутская организация преодолеет трудности становления и займет достойное место среди детских и молодежных организаций, а ее воспитанники будут достойными гражданами своей Родины.

Владас Линаускас:

— Скауты, в переводе с анг-

О

лииского, «следопыты», «разведчики». Это дети и подростки, организованные по определенной внешкольной воспитательной системе.

Основателем скаутинга в мире является лорд Роберт Баден-Пауэлл. В 1907 году он организовал первый пробный