Пионер 1955-10, страница 76увлекла его, что он стал теперь уже почти археологом. Вместе с сыном Васей он всё время планомерно ищет и находит много ценного. Он пишет научные статьи в археологические журналы и сборники. С его мнением считаются археологи. С ним в большой дружбе живут работники музея. МИРОВОЕ СОКРОВИЩЕ сть в Керченском музее сокрови- _'уг другу руки: они умерли в одип день, и художник изобразил неразлучность, верность. Вот шестеро детей выстроились по росту. Может быть, умерли от какой-нибудь эпидемии. Вот прекрасная стела, на которой изображена женщина в длинном, падающем складками покрывале, сидящая в кресле. Рядом юноша-подросток стоит, опершись на большой щит. За креслом женщины крошечная фигурка; на многих стелах вы заметите такие фигурки — мужские и женские. Это рабы; их изображали маленькими, меньше чем в половину роста господина. Попросите сотрудника му; язык, прочесть и перевести Он с) Одно надгробие скажет ва бурным Арссом номадов», т войны. А проще говоря, сам! что погибший «наткнулся t .. Вы услышите л , что покойный «убит есть скифским богом iu скифами. Другое,— страшное варварское греческие: Аристип, Диофант, Гераклит; скифские: Силур, Полак; римское Квинт; персидское Ахеймсн. Вы узнаете профессии тех времён: купец, судостроитель, флейтистка, учитель гимназии (спортивной школы) и даже «любитель словесности: филологом или историком литерат Если вы будете разглядывать эти надгробья в конце боль-слово, которое жете прочесть: буквы очень похожи на наши. Это слово X А I Р Е (ХАЙРЕ). Вы прочли его, но что оно значит? Вам читают: «Жена моя, Калия, прощай!», «Феотия, жена Бакхия, и сын Майрипп, прощайте!», «Филатта, сын Мирмака, прощай!» Вот как просто и грустно звучат эти надписи. «Хайре» — слово последнего привета. Оно и значит прощай. Простимся же и мы с этим миром мёртвых. Выйдем наружу. Пройдём вдоль моря и, свернув налево, поднимемся на гору Митридат. Встанем лицом к морю тут, у высокого обелиска, который поставлен в честь наших героев, павших за освобождение Крыма в Великую Отечественную войну. Отсюда, с самой высокой точки Керчи, далеко вокруг видна земля, на которой родилось, цвело и умерло Боспорское А теперь посмотрим на юг. Там, за цепью курганов Юз-Оба (сто могил), Тиритака — город рыбаков, охотников, гончаров... Дальше, у самого моря, на берегу прекраснейшей бухты, то, что осталось от Нимфея, города, из-за которого Афины спорили с Боспором. Это был очень богатый город, с лучшей на всём побережье гаванью, с плодороднейшими землями вокруг. Здесь, на берегу, у подножия ■ храм Деметры, покровительницы з ком грубой, мужицкой н которую так любили и почитали боспорцы. Войны п землетрясения много раз разрушали храм Деметры, но люди снова и Прочтите миф о Деметре, и вы узнаете, как объясняли себе древние, почему лето сменяется зимой, почему весной земля покрывается травами и цветами, а зимой, скованная холодом, погружается Мы с вами стоим на вершине холма, который назван именем могущественного боспорского царя Мнтридата Евпатора. В долгой и упорной борьбе с Римом он был предан собственным сыном и покончил с собой на вершине холма в Пантикапее. Так говорит предание. «Здесь закололся Митридат»,— читаем мы и у Пушкина. Римляне завладели Боспором. Их владычество тянулось несколько веков, пока на Европу не обрушился «бич божий», царь гуннов Атилла, пока «трава не перестала расти повсюду, где ступали существование Боспор- |