Пионер 1955-12, страница 9

Пионер 1955-12, страница 9

знакомиться

совой рабочий день двенадцатичасового, плату...

По указанию Н. П. Ш| открыли столовую для рабочих, оборудовали амбулаторию и даже организовали библиотеку из марксистской литературы.

Этими нововведениями Николай Павлович навёл панику на других фабрикантов Москвы. Он стал получать от них анонимные письма с угрозами.

Дружина Шмитовского завода сыграла важную роль в декабрьском восстании. На фабрике заготовили холодное оружие, отточили напильники, превратив их в кинжалы. Когда началось восстание, шмитовцы, захватив топоры и пилы, стали строить баррикады. Фабрика Шмита стояла на очень важном в сражении месте — против Горбатого моста, который связывал Пресню с городом. Здесь шли самые ожесточённые бон. Дружинники фабрики храбро сражались с казаками, громили полицейские участки. Всё это делалось с ведома и с помощью хозяина фабрики.

Семнадцатого декабря, в четыре часа ночи, Николай Павлович Шмит был арестован у себя на квартире. Его увезли, не дав даже проститься с родными. Через два часа раздался первый пушечный залп, и вскоре тём

ное небо осветилось заревом пожара. Начался разгром Пресни.

Пресня горела. Лёд на реке покрылся трупами. Шла расправа над рабочими.

Шмита посадили в Таганскую тюрьму. От него требовали, чтобы он уговорил рабочих сложить оружие. Он отказался. Его фабрику разрушили артиллерийским огнём.

Четырнадцать месяцев Шмит провёл в тюрьме. Над ним всячески издевались. Ему грозили расстрелом, поместили в одиночную камеру. Тринадцатого февраля 1907 года Николай Павлович Шмит был предательски убит тюремщиками. Ему тогда было всего двадцать три года.

Шестнадцатого февраля состоялись похороны Н. П. Шмита. Несмотря на то, что по городу были выставлены усиленные наряды полиции, похороны вылились в демонстрацию рабочих и студентов. На венках было написано: «Товарищу по идее», «Самоотверженному борцу за свободу —товарищу Шмиту».

Валерий Гофман.

Подпольная типография

' многих, кто ездит или ходит по Лесной улице, вызывает удивле-!. вывеска, которая действительно выглядит очень странно аше время. На ней написано: «Оптовая торговля кавказскими фруктами Каландадзе». Выве-

хранили потому, что здесь, в лавке Каландадзе, находилась подпольная типография, хорошо замаскированная. Сейчас в доме музей. В нём всё сохранилось так, как было до революции. В этом музее мы побывали.