Пионер 1956-05, страница 77

Пионер 1956-05, страница 77

умел с ними ладить. Как бы ни был он занят, он всегда находил время, чтобы поиграть со своими маленькими друзьями. Он чинил их игрушки, рисовал вместе с ними забавных птиц и животных или просто превращал чернильные кляксы на бумаге в весёлых человечков.

«Ежовое дерево» и другие рассказы, вошедшие в книжку, о которой мы рассказываем, написаны в тюремной камере, каменные стены которой в летнюю пору накалялись до того, что нечем было дышать. В своих письмах вместе со словами отцовского привета

Грамши посылал своим маленьким сыновьям эти весёлые и поучительные истории, которые слышал, когда был мальчиком, или наблюдал сам.

Приговорив Грамши к двадцати годам тюрьмы, фашисты обрекли его на медленную мучительную смерть. Здоровье непоколебимого революционера было надломлено, организм его не выдержал жестокого тюремного режима, и в апреле 1937 года Грамши скончался.

Несмотря на то, что Грамши всю жизнь был оторван от своих сыновей, он дал им самое лучшее воспитание, какое только может дать отец, и оставил им самое ценное наследство: это воспитание — его личный пример, это неоценимое наследство — вся его жизнь, полностью отданная борьбе за счастье трудящихся.

В. Орджоникидзе

Страницы из книги природы

В безводной пустыне, в гнилом болоте, в голой, выжженной солнцем степп. в прохладном лесу — всюду, куда нп посмотришь, днём и ночью порхают, прыгают, ползают несметные множества насекомых.

Одни из них радуют глаз своим роскошным нарядом, другие одним своим видом вызывают невольное отвращение. Одни громко поют, стрекочут, жужжат, смело заявляя о себе, другие втихомолку делают своё дело. Одни огромную пользу приносят человеку, другие — неисчислимый вред. II понятно, что не первую сотню лет учёные внимательно приглядываются к насекомым, настойчиво и терпеливо изучают их жизнь и повадки.

Есть целая наука о насекомых — энтомология. Сотни толстых книг написаны энтомологами, тысячи людей посвятили себя изучению жизни насекомых. Многое сделано этими людьми, многое понято и разгадано, но впереди у энтомологов непочатый край работы, и каждый день приносит новые, удивительные открытия, нйвый свет проливает на вековые загадки жизни насекомых.

Иному со стороны покажется, что не больно это интересное занятие — гоняться за пауками и козявками, сажать на булавочки бабочек и кузнечиков, разглядывать в микроскоп их тонкие хоботки и цепкие ножки... То ли дело тигров ловить в тайге!

Но стоит час посидеть у просюго муравейника, стоит шаг за шагом проследить за работой пчелы пли жука — и сразу станет ясно, что охотнику за насекомыми терпения, находчивостп. изобретательности и мужества нужно ничуть не меньше, чем охотнику за тиграми.

Отважный следопыт, л5вкий охотник, пытливый учёный, П. Мариковский написал для ребят чудесную книгу рассказов о работе энтомолога.

С неослабным увлечением читаешь эти рассизы, и кажется, что страницу за страницей перелистываешь вечно новую, всегда интересную, чудесную книгу природы. Читаешь и вместе с автором переносишься в Среднюю Азию, в предгорья Ала-Тау, в Узбекистан, в Туркмению... Вместе с ним переживаешь маленькие неудачи и огорчения, которыми так богата жизнь следопыта, вместе с ним шаг за шагом, осторожно и терпеливо подходишь к удивительным открытиям, каждое из которых маленьким кирпичиком ложится в величественное здание науки.

И так просто, так понятно и так красочно рассказывает учёный о своих приключениях, что каждый раз, когда читаешь о том, как новая большая или маленькая победа увенчивает его нелёгкий труд, кажется, будто и сам ты участвовал в этом труде, сам разделяешь радость победы.

Иногда они как будто совсем маленькие, эти победы. Вот ночью учёный со своим помощником ловят крошечных комариков — галпц. Это, оказывается, не простое дело. Лёгкая ткань сачка безжалостно ломает нежные крылышки и ножки комариков. Нужно что-то придумать. И придумали: смазали маслом бумагу и осветили её маленькой лампочкой. Гали-цы прилипают к маслу и остаются там невредимыми. Лов идёт хорошо, да вот беда: крупные насекомые тоже стремятся на свет и своими крыльями давят галиц.

Проходит день, два, три... Крупных насекомых всё

71