Пионер 1968-01, страница 62

Пионер 1968-01, страница 62

Как он делает это? Он имитирует голоса играющих детей —а они ведь так похожи на пение!

А другая картинка — о цыплятах, еще не вылупившихся из скорлупы. Множеством коротких, писклявых нот Мусоргский и Равель показывают, как цыплята кричат и долбят клювами скорлупки. Еще одна картинка рисует Богатырские, ворота в Киеве, огромное каменное сооружение. Вы легко представите себе, что имел в виду Мусоргский, когда услышите большие, тяжелые аккорды — всем оркестром. Это как колонны, поддерживающие тонны камня.

Выходит, музыка действительно может заставить вас думать о каменных воротах? Но не потому ли, что вам известно, о чем она? А если бы вам сказали: думайте о большой реке, которая величественно течет по равнине? Пожалуй, вы увидели бы реку...

И вот мы опять пришли к выводу: определенная картина возникает в нашем сознании лишь потому, что композитор назвал ее. Она не является частью музыки, она дополнение к музыке. Значит, слушая музыку, вовсе не обязательно размышлять о какой-нибудь истории или представлять себе море, лес или ветер в степи...

Но что же все-таки происходит с человеком, когда он слушает музыку?

Вот главное свойство музыки: она передает чувства человека: страдание, счастье, страх, одиночество, волнение или любовь... И чем лучше музыка, тем сильнее заставляет вас композитор переживать то, что он сам чувствовал, когда писал ее.

Чайковский—вот композитор, который действительно умел писать такую музыку.

Наверно, каждый испытал такое чувство: вы хотите чего-то больше всего на свете, а вам говорят: «Нет!» Вы настаиваете: «Я хочу!» А вам вновь: «Нет!» Вы кричите громко и страстно: «Я хочу! Я хочу!» И так до тех пор, пока будто что-то не сломается внутри и остается одно—"расплакаться. Когда по радио будут передавать первую часть Четвертой симфонии Чайковского, прислушайтесь к оркестру, и вы испытаете похожее чувство.

Теперь мы можем, наконец, сказать, в чем смысл музыки. Музыка означает как раз то, что вы чувствуете, когда вы слушаете ее. Нам не нужно знать все насчет диезов, бемолей и аккордов, чтобы понимать музыку. Если она говорит нам что-то — не рассказывает истории, не показывает картины, а вызывает у нас ответные чувства,—значит, мы как-то понимаем ее. Вот и все. Теперь мы, пожалуй, нашли правильный ответ. Потому что чувства принадлежат самой музыке. Чувства — в самой музыке. На вопрос: «О чем говорит музыка?» — можно ответить только так: «Музыка говорит о чувствах человека». Когда люди внимательно слушают музыку по радио или на концерте, они переживают, волнуются. Они испытывают то радость, то печаль; от одной музыки им становится спокойно на душе, от другой — тревожно.

Нет конца многообразию чувств, которые может выразить музыка. Иногда это такие тонкие душев

ные движения, что их нельзя описать словами. Многие чувства мы можем назвать: радость или печаль,

любовь, ненависть или умиротворение,— но есть чувства такие глубокие и такие тонкие, что у нас нет слов для того, чтобы передать их. И вот тут-то музыка творит волшебство. Она называет вам чувства, но не в словах, а в нотах.

Все это выражено в движении музыки. Нельзя забывать, что музыка— это движение. Она все время стремится куда-то. Изменяется, течет от одной ноты к другой. Это движение музыки может сказать о наших чувствах больше, чем миллионы слов.

Если вы берете одну долгую ноту — она ничего сама по себе не значит: движения нет. Но вот вы взяли следом другую ноту — и сразу появился какой-то смысл. Смысл музыки в том, как она движется. Это музыкальное движение что-то делает с вами. Что-то происходит у вас в душе, когда вы слышите ее. Если от первой нашей ноты продвинуться не к той, что мы взяли потом, а к другой,— смысл изменится. Что-то иное отзовется в душе.

Музыка существует не сама по себе. Она выражает чувства людей и вызывает ответные чувства в душе внимательного слушателя. В ней заложены определенные идеи, хотя их бывает очень трудно выразить в словах. Не случайно в одни времена композиторы писали главным образом веселую, мягкую, изящную му- *• зыку, а в другие — страстную и бурную. Но для того, чтобы почувствовать смысл музыки, вам не нужны никакие поясняющие ее истории или картины. Смысл музыки надо искать в самой музыке, в ее мелодиях, ее гармониях, ее ритмах, ее оркестровой окраске, а главное, в том, как она развивается. [

Если вы любите музыку, вы сами для себя • определите ее смысл, просто слушая ее. Вот все, что надо делать: сидеть спокойно и наслаждаться музыкой, слушать ноты, следить за тем, как

они движутся, скачут, ударяют, сверкают, скользят — просто наслаждаться всем этим. Смысл музыки надо искать не в чем другом, как в самой музыке.

Пересказал С. СОЛОВЕЙЧИК.

Рисунки В. ВЛАДИМИРОВА и ф. ТЕРЛЕЦКОГО

ф

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Человеческие чувства

Близкие к этой страницы