Пионер 1968-03, страница 39

Пионер 1968-03, страница 39

В. ПЛИЧЕ

[ТО ХОТЕЛ

т г д о -

IvJ ill

Ют -тг /Л ^ т Г т т т т т ^ ^

■ ЛО/КНИКг

Так же, как чужая речь, чужое искусство не сразу понятно. Для этого нужно учиться. Учиться видеть. Учиться понимать.

Вот ведь поначалу европейцы, побывавшие на африканском континенте, высокомерно посчитали, что черные народы просто не владеют изобразительными искусствами. А они владеют ими, но пользуются иным, непривычным для европейцев творческим языком.

В скульптуре, например, европейский художник, как правило, следует жизненной соразмерности человеческого тела, а африканского художника это не интересует, и он делает голову слишком большой. Почему? Потому, что он считает человеческую голову вместилищем разума и души — главного, что есть в человеке. Получается, что одна и та же скульптура с точки зрения одного человека — изображение уродца, а с точки зрения другого — воплощение человеческих достоинств.

Странным может показаться нам и грубое изображение бессмысленного существа, которое ублажали, украшая цветными перышками и лоскутками. Оно будет казаться бессмысленным и грубым, пока не узнаешь, что это — изображение болезни — мучительной лихорадки. Оттого оно так отталкивающе, так устрашающе.

Самый распространенный вид скульптуры в Африке — маски. Изучая их, много можно узнать о своеобразной и сложной духовной жизни создавшего их народа. Все праздники, обряды, игры, представления, танцы проходят обязательно с участием масок. Они служат украшением и человека и жилища. Их делают миниатюрными, когда носят у пояса или на груди, и огромными — для торжественных шествий и церемоний; нести их могут несколько человек: одному не под силу. Маски делают из дерева, золота, меди и других металлов, из тростника и слоновой кости, из растительных волокон, раковин, перьев,

шкур животных.

Бот маска из дерева. Чистые, гладкие плоскости ее отполированы и сверкают на солнце, как щит воина. Суровой силой ды-^ит лицо маски, украшенное полукружиями мощных рогов. Безразлично, какого животного это рога, они не реальные, а символические. Художник показывает это и тем, что рогов две пары, и вторая пара расположена на маске так, будто первая отражается в зеркале, и тем, что поверхность рогов заштрихована перекрещивающимися линиями углублений. Такой штриховкой расчерчены и ушные раковины маски, тоже нереальные, но и не символические, а фантастические — таких ни у кого нет. Но по расположению этих форм, по вогнутой их поверхности, улавливающей все звуки, по их величине ясно, что это уши и что они не упустят ни малейшего шороха. Иными штрихами — выпуклыми, рельефными полосками очерчены глаза, рот и носовые складки лица маски. Вместе с прорезью глаз, похожей на след клинка, они придают маске выражение скрытности внутренних чувств и сдерживаемого презрения.

Тонким, геометрическим рисунком и рельефным орнаментом изукрашены блюда, чаши, различные сосуды, сундучки, оружие, гирьки для взвешивания золотого песка, орудия труда, приспособления для охоты и рыболовства, столбы хижин, косяки дверей. изукрашены прилежно и хитро, с глубоким смыслом. Гирь-

ф