Пионер 1968-11, страница 58

Пионер 1968-11, страница 58

:• круп

лбу.

полагался в пещере, неподалеку от нашего аэродрома, на котором высадился вражеский десант, и мы не могли добраться до него и спасти товарищей.

...Доктор Валуа и несколько раненных в ноги партизан, которые могли держать оружие, лежали у входа в пещеру и смотрели, как, извиваясь змеей, по дороге, что проходила в ста метрах, двигалась колонна фашистских войск. Остальные раненые молча, в напряженном ожидании лежали внутри пещеры на охапках душистой альпийской травы, заменявшей больничные койки.

Вражеская часть уже почти щеру, и доктор Валуа отер бьи ными каплями выступивший i вдруг от колонны отделился десяток солдат и двинулся по тропинке, которая вела к гос-

«Все!» — пронеслось в голове доктора, и

Бой был неравным. Гитлеровцы ворвались в пещеру. Они сбросили раненых (среди них было несколько рабочих с завода «Норпик») в пропасть, а доктора Валуа, который отстреливался до последнего патрона, захватили в плен. Доктора отвезли в Гренобль, в гестапо, допрашивали каждый день, требуя, чтоб он назвал адреса подпольных явочных квартир и имена партизанских связных, били и пытали. Но доктор молчал. Тогда взбешенные фашисты зашили его в мешок с камнями и утопили в быстрой горной реке Изер, на которой стоит Гренобль.

— Теперь, — заключил майор Леспо, — в нашем городе открыт музей доктора Валуа. А на гренобльских заводах и фабриках его имя начертано на мемориальных досках вместе с именами бывших рабочих — тех наших товарищей, которые были ранены и погибли в пещере и жизнь которых последнего дыхания.

Майор смолк. И все встали и молчании, чтя память погибших. И я, выстаивая эту траурную минуту молчания, смотрел за окно, на суровые отроги Альп, на которых во время войны, ни на минуту не затихая, гремели бои, и думал о бесстрашном докторе

А потом мои мысли унеслись далеко-далеко в чащи Брянского леса, к нашему партизанскому госпиталю, к моим раненым товарищам.

Но эту историю ты узнаешь в следующем рассказе.

А тут мне остается лишь добавить, что именно тогда, в Гренобле, французские друзья — бывшие маки — подарили мне значок, сделанный в виде национальной эмбле мы Франции — фригийского тором стоят буквы ФТПФ — франтиреры вольные стрелки. — алюминиевого тура с мятным словом «Веркор». и нарукавную шивку, на которой это ж вушки-партизанкн.

®