Пионер 1981-01, страница 43

Пионер 1981-01, страница 43

рядах атакующих. После боя Петруша на крыше Днепрогэса водрузил красный флаг. Оглядел с высоты плотину и подумал с грустью: «Сколько ран на твоем теле, голубушка! Ничего, ничего, дай срок—вылечим тебя!»

Пришел Петруша к начальнику стройки и

— Я когда-то строил Днепрогэс. А теперь готов восстанавливать его. Дайте мне моего «чумазого». Стану я, как и прежде, бетон

— Твоего «чумазого» давно и в помине нет,—ответил начальник стройки.—Дадим тебе паровозик последнего выпуска. Будешь на нем срочные грузы доставлять. Согласен?

— Так. точно!—козырнул по-солдатски Петруша.

И вот наступил день пуска первого восстановленного гидроагрегата Днепровской гидростанции—3 марта 1947 года. На торжественном собрании машиниста Петра Богдановича Чернобородым по прозвищу Петруша-Дне-прострой пригласили в президиум. Он сидел на сцене рядом с начальником стройки.

— Уважаемый Петр Богданович,—сказал начальник,—двойная благодарность тебе от общества. За то, что ГЭС строил. И за то, что после военной разрухи ее вновь из руин возрождал. Предлагаю отныне тебя величать не Петруша-Днепрострой, а Петруша-Дважды Днепрострой! Так будет вернее!

Странички из Наташиного альбома

ПРО ЧЕТВЕРТУЮ ПЯТИЛЕТКУ (1946—1950 гг.)

Сколько тяжких бед принесла война нашей стране! Фашисты разрушили около двух тысяч городов и рабочих поселков. Сожгли и разграбили больше семидесяти тысяч сел и деревень. Превратили в руины более тридцати тысяч заводов и фабрик. Повредили десятки тысяч километров железнодорожных путей.

Четвертая пятилетка была первой после войны. Партия поставила перед народом задачу—восстановить разрушенные врагом города и села, достигнуть довоенного уровня развития народного хозяйства, дать людям самые необходимые продукты питания и товары.

Из разных концов страны в Новгород, Псков, Орел, Брянск, Смоленск и другие старинные города, в которых мало что уцелело после фашистского нашествия, направились комсомольские строительные бригады. Комсомол взял шефство над этими городами.

Что ни день, в стране вступали в строй три новых завода. Шесть тысяч промышленных

предприятий построили за пятилетку! Заводы, которые изготовляли в войну танки, стали выпускать тракторы и комбайны.

Рабочий текстильного комбината из города Краснохолмска Александр Чутких призвал всех рабочих страны выдавать продукцию только отличного качества. И этот почин подхватили миллионы тружеников.

Земляки Алексея Стаханова—донецкие шахтеры выкачивали воду из затопленных гитлеровцами шахт, очищали штольни от завалов. Донецкие шахтеры восстановили и построили вновь 284 шахты.

Через степи, реки и леса строители протянули трубопроводы, по которым пошел природный газ из Саратова в Москву, из Дашавы в Киев, из Баку в Ереван и Тбилиси.

Водолазы поднимали со дна морского затопленные фашистами корабли, а судостроители завода «Красное Сормово» отправляли в первые рейсы по Волге новенькие пароходы.

В марте 1947 года заработала первая восстановленная турбина Днепрогэса, а через два года заработали и остальные турбины, направив электрический ток на заводы и в жилые

В годы четвертой пятилетки были построены новые металлургические заводы в Грузии и Узбекистане, в азербайджанском городе Сумгаите и в Днепропетровске—трубопрокатные, в Кутаиси — автомобильный завод. Близ города Баку прямо в Каспийском море возникли крупные нефтяные промыслы.

План пятилетки по восстановлению разрушенных промышленных предприятий и по строительству новых был перевыполнен. К концу пятилетки было выработано продукции почти вдвое больше, чем до войны.

ЦЕЛИНОГРАД

— Вчера к октябрятам на сбор,— торжественно сообщила Наташа,—приходил покоритель целины—папа одной нашей девочки.