Пионер 1988-07, страница 39Фестиваль длиною в год. Такое было впервые. Начавшись 3 июля 1987 года в Москве, фестиваль Индии в СССР прошел по всей стране. Мы познакомились с наукой и искусством Индии, с жизнью ее народа. Фестиваль пробудил у многих ребят огромный интерес к Индии, ее истории и сегодняшнему дню. Мы приоткрываем сегодня одну из страниц самобытного искусства древнего Индостана. Лет десять назад я изучал в Индии языки и литературу В южном штате Керала в маленьком городке жили родственники моего делииского приятеля. Во время одного из путешествии по стране я поселился у них Оказалось, что самый млад-шии о семье, двенадцатилет нии Джаян. с которым я подружился. учится не только в обычной школе, но еще и в школе катхакали школе классического танца Я видел этот знаменитый танец только в кино, поэтому, когда Джаян спросил, не хочу ли я побывать в школе, тут же согласился Длинное одноэтажное здание было почти скрыто за пальмами и цветущим кустарником. В просторном репетиционном зале, под высоким потолком вращались длинные лопасти вентиляторов. Вдоль стен на деревянных тумбах стояли бронзовые статуэтки танцующих богов и оогинь. Над ними писели портреты пожилых людей в оелых одеяниях: это оыли выдающиеся учителя катхакали. Посреди зала на стуле с подлокотниками сидел мужчина лет тридцати -Это наш учитель. господин Гопи-натх .— шепнул Джаян Перед учителем в позе па- ы Шк ШШфшШг стушка. играющего на дудоч ке, стояли дна мальчика чуть постарше Джаяна. Другие ученики сидели на полу поодаль, внимая слонам учителя А он. кок видно, дооивплся от пастушков четкости и мягкости лвижении. Увидев меня учитель прервал занятия и поднялся Джаян. сложив руки перед грудью, почтительно приветствовал его имдиицы уважают учителя не менее родителей Я назвал ссоя. Господин Гопинатх сказал, что рад встретить гостя из страны, знаменитой своим балетом Нас окружили ребят Меня расспрашивали о советской школе, о музыкальном образовании. о наших спортсменах. космонавтах и о многом другом Потом наступила моя очередь задавать вопросы. Долго сидел я с новыми друзьями, слушая рассказ оо удивительном искусстве танца. Овладеть классическим танцем, говорил господин Го пинатх. значит овладеть сложной наукой Индииские танцовщики следуют принципам которые оыли изложены около двух тысяч лет назад в < Нритьяшастре ( Науке танца -) — самом раннем из известных учеоников танцевального искусства, ■ Нритьяша-стра» учит, что есть три способа выразить себя в танце: нритта. нритья и натья Нритта — это танец, подчеркивающий красоту чеповече ского тела, ритм и пластичность движении. Нритья выражает чувство, настроение например, радость, печаль, испуг, удивление. Натья не только передаст красоту движения. не только выражает чувства, но и рассказывает о каком-то событии Вот разошлись веером пальцы, взметнулись вверх и опустились орови. качнулось из стороны в сторону тело, а зрители видят, как выходит на лесную поляну питмистыи олень, не подозревая, что из-за деревьев следит за ним охотник. Наиболее развита символика движении в катхакали В этом танце двадцать четыре фиксированных положения рук. Сочетания жестов и переходы от одного к другому дают оолее семисот значении Все это дополняется десятью условными положениями туловища, девятью — |