Пионер 1988-09, страница 21Но... Очень медленно разворачивается перестройка в нашей когда-то боевой детской организации. Почему? Давайте вместе подумаем. Мысли могут быть разные, в том числе и такие: вовсе не в учителях, и не в школе, и не в вожатых главная беда, а в самом устройстве пионерской жизни, в том, что она уже не отвечает новому мышлению. Представлениям, которые рождаются в обществе о социализме, о демократии, о человеке и его месте в государстве. Благодаря гласности мы — и взрослые, и школьники — узнаем теперь из газет, из журналов, как тяжело росла наша молодая страна, сколько было допущено несправедливостей по отношению к народу. Осуждая культ личности, репрессии сталинизма, наша партия сегодня пошла по пути, на котором настаивал В. И. Ленин,— идти к социализму демократической дорогой, не допускать командирских окриков, бюрократического зазнайства, а тем более произвола. Во всем советоваться с народом. Вы спросите: «А при чем здесь пионерская организация?» При том. что негативные явления, характерные для всего общества, не обошли и ее стороной. Под влиянием взрослых ребята жили с чувством постоянно не выполненного долга перед страной, дружиной, школой, перед учителем, организацией. Возникал комплекс долга: мучаешься, что должен, совесть грызет, а отдать не можешь— нечем расплатиться. На сборах, на линейках говорили: пионеры— смена комсомола. А так как комсомол всегда совершал героические подвиги, то и пионеры должны быть готовыми их совершить. Но комсомольцы в поле видимости пионеров никаких особых подви- < гов не совершали, поэтому сло-g ва жили сами по себе, а жизнь * давала другие уроки. < К тому же и у пионеров дел ^ не только героических, но про-ж сто полезных и интересных не g было. За всю зиму 4—5 раз со-о бирался отряд: на сбор метал-£ лолома, макулатуры, на суббот ник да по торжественным случаям. Вот так и возникает формализм. «Что же делать?» — спросите вы. Действительно, что? Мне кажется, первейшая задача — совместить реальные, каждодневные интересы каждого пионера с интересами всей организации. И тут мы должны открыть вам тайну, которая, к сожалению, пока недоступна и многим взрослым, руководящим пионерами. Никакой организации без конкретного пионера не существует и существовать не должно. В нем, в этом самом человеке— футболисте Толе, музыканте Оле, силаче Диме, филателисте Коле, автолюбителе Ване, вышивальщице Наде, троечнике Сереже— и заключен смысл организации. Помочь этим ребятам достичь высот в любимом деле, научить их уважать труд других людей и свою работу, откликаться сердцем на радости и горести товарища, разбудить в них заботу о своем доме, о маме, папе и братьях, о доме-школе, о доме-клубе, о доме-Отечестве— вот для чего нужна детская организация. Другой секрет состоит в том, что ни вожатый, ни учитель сами по себе выполнить задачи организации не могут. Все происходит иначе. Собираются те же Толя. Оля, Дима, Коля, Ваня, Надя, Сережа и договариваются создать такой отряд, где каждый бы становился сильным человеком, «рос личностью». И о законах своей жизни договариваются, и, конечно, старшего друга находят. Раз цель у ребят хорошая, так пусть теперь им помогает и вся пионерская организация. Мы очень хорошо знаем, как отряд должен помогать стране и пионерской организации. А вот как, чем конкретно организация поможет отряду? Это пока вопрос. Этому еще учиться придется. И вам, ребятам, и нам, взрослым. Путевками в «Артек» здесь не обойдешься. И такой же вопрос: как отряд поможет каждому? Конкретно человеку, который, например, целый год ни одного доброго Ф слова от учителей не слышал. Или у которого не хватает денег на микросхему, чтобы собрать магнитофон. Или в секцию не берут. И вот все больше людей начинают понимать: нельзя терпеть, чтобы слова «Всесоюзная пионерская организация» внушали страх и чувство неоплатного долга, чтобы «организация» и «пионер» существовали на разных полюсах и связь между ними была односторонняя, как у плохого начальника с подчиненными: выполни и доложи. А что тебя волнует, и что ты хочешь, что можешь на самом деле — не имеет значения. Лично я ни разу ни от одного пионера не слышал, чтобы он гордо сказал — «моя организация». ВОТ ЭТО И ЕСТЬ ПРОГРАММА ДЛЯ НАШЕЙ ПЕРЕСТРОЙКИ: ДУМАТЬ НАД ТЕМ, КАК СДЕЛАТЬ ОРГАНИЗАЦИЮ СВОЕЙ, БЛИЗКОЙ, ДОРОГОЙ ДЛЯ КАЖДОГО. «Нетократия» II есколько лет назад в пионерском лагере «Маяк», где происходило все, что только ни придумывали ребята, шестиклассник Володька Новиков «родил» новое слово. Дело было на общем сборе, обсуждался вопрос: настоящее ли у нас самоуправление, и есть ли у нас демократия? Малыши-третьеклассники спросили: «Что значит слово «демократия»? Встал Женька Абрамов и, вспомнив учебник истории Древнего мира, разъяснил, что «демос» — это народ, а демократия — народное правление. На что Володька Новиков тут же откликнулся: если у взрослого народа демократия, то у нас, у детей, должна быть детократия. Получилась шутка, но потом это слово часто звучало в разговорах на советах и собраниях. Сегодня в нашей стране самый боевой, самый популярный лозунг — учиться демократии! Что это означает? Мне кажется, во-первых, учиться жить |