Пионер 1988-09, страница 22

Пионер 1988-09, страница 22

по правде, «без дураков», без глупостей и формализма. Почаще задавать себе вопросы: зачем мы это делаем, кому это надо? И, разобравшись, решать всем детским народом, что делать и как. И доводить начатое до конца.

Во-вторых, учиться демократии — значит понять общими силами главные ценности нашей жизни, ценности социализма: человек как высшая ценность, социалистическая Родина, мир, социальная справедливость (каждому— по труду...), гласность, самоуправление народа.

В-третьих, учиться демократии — это становиться хозяевами своего коллектива, отряда, школы, а потом уже и страны.

Под словом «учиться» всегда подразумевается, что кто-то учит, а кто-то учится. Но с демократией случай особый. Это не школьный предмет. Эту науку преподносит жизнь. А значит, надо самим так организовать жизнь коллектива, чтобы она учила нас демократии.

Здесь, правда, без примеров не обойдешься. Но примеры есть. Откроем книги А. С. Макаренко, и перед нами встанут замечательные ребята из колонии Горького и коммуны Дзержинского.

Чему можно научиться у них? Прежде всего как сочетать строгую дисциплину, организованность в работе, в быту и полную свободу мнений, дискуссии на собраниях, споры с «начальством» на совете командиров.

Как организовать такое самоуправление, когда регулярно меняются командиры, все проходят школу подчинения и руководства. И все ребята обязательно отчитываются перед теми, кто их выбирает.

Как оперативно справляться с десятками самых разных дел и забот, создавая небольшие сводные разновозрастные отряды.

Как не бояться юмора, шутки, жить радостно и красиво.

Скажут: Макаренко — это когда было! А вот, пожалуйста, есть и более поздний пример. В Ленинграде во Фрунзенском Доме пионеров собрались делегаты из разных школ района и создали коммуну юных фрун-

зенцев. Вместе со своими старшими друзьями Игорем Петровичем Ивановым, Людмилой Глебовной Борисовой и Фаиной Яковлевной Шапиро. Коллектив на демократических принципах. Чтобы потом такие же коллективы создать у себя в дружинах. И так у них здорово получилось, что их пригласили в «Орленок», и оттуда пошло новое по стране.

Что же такого удивительного там придумали? На первый взгляд ничего особенного, но по сравнению с жизнью других дружин поражало все. Оказывается, главное — не работа, а забота! Забота о Человеке. Оказывается, надо откликаться не на призыв начальства, а на позывные сердца. Оказывается, мир детства и мир взрослого общества совместимы, и стертые слова «общественно полезная деятельность» могут означать детскую радость: трудовой десант и гайдаровский рейд, операцию «РЛ» (Радость людям) и политбой, суд над общественным злом и поединок ораторов, разговор «Расскажи мне обо мне».

Оказывается, можно с успехом работать не с массой — дружиной, школой, а с первичным коллективом. И самая рабочая, самая творческая его единица — это звено или бригада, команда или небольшой сводный отряд (типа «совета дела»»). И для каждой такой единицы есть набор интересных дел. ребята их сами придумывали, и каждое звено, бригада или команда по очереди выступают организатором жизни отряда, класса или даже школы. Не в дружине, а здесь, в звене, центр планирования и осуществления любого дела. И оценка отсюда же.

Оказывается, главное для ребят не развлечение, не праздники, не танцы и вечера, а раскованность в творчестве. Оказывается. есть такая деятельность— коллективный анализ. Обсуждение, оценка дня дела. Удивительно: в коммуне ребята все делали сами, сами старались и сами же себя беспощадно критиковали, чтобы завтра было лучше.

Оказывается, педагог— это не артист, выступающий со сце

ны, не лектор, вещающий с кафедры, не наставник, ведущий назидательный монолог, а товарищ по борьбе, постижению знаний, по игре и творчеству.

Оказывается, взрослый с детьми может разговаривать не только, когда они линейка, строй. Самый лучший разговор в кругу. Оказывается, бывают сборы не одних детей, но и детей, и взрослых, где все равны, но не одинаковы, потому что каждый — личность и имеет право на свое мнение.

Но в годы застоя остановилось движение и коммунар-ской идеи.

А вот нынче опять загораются огоньки настоящей пионерской жизни. В весенние каникулы в двадцати городах прошпи «Веснянки» — так называют коммунарские сборы.

В Ташкенте, например, провели такой сбор под девизом «Сотрудничество». В 246-й школе впервые собрались на сбор и вожатые, и учителя, и директора школ, и ребята. И, представляете, не было отдельных законов для взрослых и детей— все подчинялись одним требованиям, главное из которых — уважай человека в человеке и работай творчески!

Леша Кириллов из московской школы №299 в обычной жизни не активист. Но вот он оказался командиром отряда на трехдневном сборе школьного актива. Пожив по-коммунарски, поняв, как здорово получается, если все ребята тебе помогают, написал в анкете: «Это были три дня счастья. Пусть так будет всегда».

И вот еще что для демократической жизни необходимо — жить по совести. Коллектив, где есть дружба и уважение, никогда не дает развернуться эгоистам, подлизам и стяжателям.

Для всех трудящихся страны правда и гласность становятся сегодня нормой жизни. И как тут не пожалеть об исчезнувшем пионерском законе: «Пионер — верный и честный товарищ, всегда смело стоит за правду». Но каждый отряд, дружина могут сами принять такой закон — это тоже будет демократия.

О. ГАЗМАН,

кандидат педагогических наук.