Пионер 1989-08, страница 21

Пионер 1989-08, страница 21

/ЗЕЛ СВЯЗИ

м

I не это письмо и его автор очень понравились. Кажется мне, что вовсе не трусость и застенчивость— главные черты Ларисы, а тонкость чувств и то, что у взрослых людей называется несколько сухо,— хорошее воспитание. Впрочем, наверное, она и застенчива. Но застенчивость вещь не такая уж плохая, да и поправимая.

Ну что Ларисе посоветовать? Психотерапевт Владимир Леви (его книги «Искусство быть собой* и «Искусство быть другим»

ПиШУ вам в первый pan и боюсь. Не подумайте, что мне что-то угрожает. Просто я трусиха и очень стесняюсь. Мне 14 лет, учусь не плохо, иногда даже хвалят. А что мне, легче от этого? Как избавиться от трусости и застенчивости? Вот, например, подойдет ко мне одноклассник и скажет с наглым видом: «Эй ты, лапша кисельная, хочешь, таракана подарю?» или «Дура! Что испугалась? Слабительных таблеток съешь!» А я и не знаю, как ответить. (>т грубости совсем теряюсь. А если кто-нибудь выругается, то меня начинает тошнить. Ответьте, может, я не современная и таким, как я, место в XVIII веке? Я не обижусь, я привыкла, Я пе хожу на дискотеки, у меня нет друзей (да и что за подруги такие, которые матерятся). И еще н хочу научиться играть на гитаре. Может, вы поможете, подскажете? Но только не посылайте в кружки, я же говорила, что всего боюсь, А еще меня один мальчик позвал в кино (говорят, что я симпатичная). Но я струсила и отказала. Видите, как плохо быть трусихой. Помогите, пожалуйста.

Лариса, г. Киров.

Ларисе и прочим застенчивым людям, может быть, удастся разыскать и прочесть), так вот, Владимир Леви советует, если уж очень стесняешься, представлять себя эстрадной звездой, знаменитым артистом, телекомментатором или по крайней мере одноклассником — главное, представлять себя человеком раскованным, свободным и, незаметно для окружающих играя такую роль, преодолевать стеснение.

Может бьпгь, Лариса и воспользуется этим советом. Вот только не хочется мне, чтобы она выбрала «роль» кого-нибудь из одноклассников. Конечно, конечно, так и слышу их возражения: мы, мол, в отличие от этой «лапши кисельной» застенчивостью не блистаем, трусостью не отличаемся, да и аллергии на ругань у нас нет. Мы раскованны и свободны.

Да нет, дорогие товарищи. Совсем вы не раскованны и уж тем более не свободны, Свобода, внутренняя свобода никогда не равнялась наглости, грубости, хамству. (Знаю, что кое-кто тут же начнет мне намекать на грубость и хамство взрослых, особенно по отношению к подросткам. Верно, верно, есть такое, но это разговор отдельный.)

На мой взгляд, наглость у вас, уважаемые товарищи, очень часто оборотная сторона застенчивости. А застенчивость (или наглость) рождается из неумения выражать свои чувства по-человечески. Возможно, Лариса просто нравится своему однокласснику, и он хочет оказать ей внимание, хочет, чтобы она и сама обратила внимание на него. Но только вместо человеческих слов: «Ты не занята сегодня вечером? Может быть, сходим в кино?» — у него произносится: «Эй ты, лапша кисельная...» и так далее. И неумение это проявля-

18

ется не только в отношениях между мальчиками и девочками, не только при попытках проявления «любви и дружбы», но и вообще во всех отношениях со сверстниками и взрослыми.

Не ждите, пожалуйста, что я немедленно начну объяснять вам, «как надо себя вести в обществе», хотя эта проблема и важная. Меня интересует (я и хотела бы, чтобы заинтересовала и вас) проблема еще более важная.

Не задумывались ли вы вот о чем? Человек, произнося «Зй ты, лапша кисельная...» или еще более «крепкие» слова, унижает достоинство не только того, к кому обращается, но в первую очередь самого себя. Можно, конечно, объяснить «крепость» выражения да и вообще недостаток воспитанности модой. Недаром же Лариса беспокоится: современна ли она. не из XVIII ли века? Но, право же, беспокоиться ей не надо; именно она-то и современна по-настоящему, потому что современный человек— это прежде всего человек, обладающий достоинством и честью, человек свободный. Кстати, не потому ли вам всем так нравятся герои фильма «Гардемарины, вперед»? Мода на таких людей только начинается, но, будем надеяться, установится уже навсегда.

А что такое свобода, и что такое честь, и что такое достоинство? Давайте поразмышляем об этом. Загляните в словари, спросите у взрослых, приглядитесь к окружающим, задумайтесь над своей собственной жизнью: есть ли в ней место чести, достоинству, свободе? А потом напишите обо всем, что надумали, в журнал. На конверте поставьте отметку: «ЧЕСТЬ».

Ждем писем.

С уважением

Елена СЕЛЕЗНЕВА

т

А А

4

4 4

41 К»

•г.

I ■ « ►

■ 4

I ■ 4 ►

■ 4

I

I ■

f ■

I ■

■ ■ 4

Я 4

я 4

д

нс Hi

.. :< ш

п

'« КЛ

■ «

■ 4

I ■

► * ку.

. \Кт

► ни

■ ^ от

■ 4

■ 4

Л U 4

t::: с

к:::4 ..Ml

I ■ ■ 4

я я * * К

. - М\

■ ■ 4 пе

пе си

► М( 4

► К

„«с

4 С

■ ■ 4

Ш Я 4

■ ■ 4

Я Я 4

>

" " «1

■ ■ А