Пионер 1989-08, страница 6Уважая прошлое, человек уважает и самого себя. Но уважение — это не единственное свойство, делающее человека человеком. Вот еще одно его качество— доброта. Хороший в русском языке— это прежде всего добрый. «Пришли мне чтения доброго»,— пишет в берестяной грамоте своей жене один новгородец. Доброе чтение — хорошее чтение. Доброта — это ценнейшее из всех человеческих качеств. Добрый человек уже самой добротой превозмогает все человеческие недостатки. Дурак русских сказок добрый, а следовательно, поступает по-умному и свое в жизни получит. Он и уродливого коня-горбунка приласкает, и жар-птицу, прилетевшую воровать. отпустит. Те за него потом и сделают в трудную минуту все, что нужно. Доброта— она всегда умная. Дурак всем правду говорит, потому что для него не существует никаких условностей и нет у него никакого страха. Народ-то любит дураков не за то, что они глупые, а как раз за то, что умные: ум не в хитрости и обмане других заключен, не в плутовстве и преследовании своей узкой выгоды, а в понимании истинной цены всякой фальши, показной красивости и скопидомства. Да и не всякого дурака и чудака любит русский народ, а только такого, который никого не обидит, свое другим отдаст, природу сбережет, старых родителей уважит. Такому дураку не просто красавица достанется, а царевна из окошка терема перстень обручальный отдаст, а с ним вместе и полцарства-государства в приданое. Иной раз и сегодня доброго человека дураком назовут, да вот только кто «называтель»? Многие наверняка слыхали такую «жемчужину» в псевдонародной мудрости: «Дурака работа любит, а дурак — работу». Положим, с дураком разобрались: это и Балда-работник, и мужик с Конягой из сказок Салтыкова-Щедрина, и сиротка-рукодельница — словом, все работящее население российской изустной и литературной классики. А вот кто им противостоит, кто считает себя умным в отличку от дурака-работяги? Бездельник да лодырь, хитрец-мироед да чванливый холуй... А между тем уважение к труду, ко всякому делу — давняя, благороднейшая традиция народа. Плохо выполненная работа всегда осуждалась, а нерадивый, ленивый да неумелый подвергались осмеянию. Жаль, что в наши дни совершенно забывают о необходимости уважения к своему труду, особенно в погоне за выполнением производственного плана. План, конечно же, необходимо выполнять и даже перевыполнять, но не за счет же качества труда, и не халтуру в помощники брать! В молодости одно время я работал корректором в типографии, пытался даже освоить ремесло наборщика. Я видел, как не уважали в рабочей среде халтурщиков. Иной, уходя на обед, бросит верстатку незаконченной, вернется, да и застанет замусоренным рабочее место, а то и бессмысленный текст, набранный в насмешку товарищами. Рабочая честь не прощала нерадения! Вы, конечно, знаете, как до революции рабочие боролись за свои права. Но даже в самые острые моменты они никогда не портили изделий— даже в тех случаях, когда работали на жадного и неумного хозяина. Расскажу вам о некоторых формах протеста, к которым иногда — и небезуспешно — прибегали рабочие. Порой они молча, без всяких объяснений и требований, надевали фуражки козырьком назад. Вот управляющий и беспокоится, пытается понять, в чем дело-то. А если он не догадывался или не желал догадываться, то его вежливо брали под руки, сажали в тачку и вывозили из цеха на улицу. Все это я говорю не зря. Всякий человек — часть общества и часть его истории. Не сохраняя в себе самом память прошлого, он губит часть своей личности. Отрывая себя от национальных, семейных корней, он обрекает себя на преждевременное увядание. А если заболевают беспамятностью целые слои общества? Тогда это неизбежно сказывается и в нравственной области. И не стоит удивляться многим и многим потерям, даже если не так давно мы принимали их за небывалые достижения нашего строя... Как относиться к историческому, купьтурному наспедию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины. Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательнейшим человеком — реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!.. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств— признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину. А как расценить тех, кто примерно тогда же намалевал гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели другого героя — Тучкова-Четв^ртого: «Довольно хранить остатки рабского прошлого!»? Я родился и большую часть своей жизни прожил в Ленинграде. В своем архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. По дороге с главного ленинградского аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Замечательно: первое большое здание города несло печать выдающегося таланта. Дворец был в очень плохом состоянии — стоял близко от линии фронта, но советские бойцы сделали все, чтобы сохранить его. Прикоснись к нему руки реставраторов — и какой праздничной стала бы увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. И— горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны, материальные приметы прошлого, всегда связаны с определенной эпохой, с конкретными мастерами. «Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью. На земле остается все меньше места для памятников культуры — и не потому, что меньше становится земли. Все дело в том, что к патриотизму слишком долго призывали, а его надо воспитывать с самого раннего возраста. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И еще — с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, свое — пусть и непонятное тебе — родное слово. Вот эти важнейшие человеческие качества и поможет тебе открыть в своей душе история: Любовь. Уважение. Знание. Записал С. БЫЧКОВ. э |