Пионер 1990-09, страница 61

Пионер 1990-09, страница 61

Чемпионы против лошадей

В любом справочнике по биологии написано, что лошадь бегает в два раза быстрее человека, и все же... В 1937 году знаменитый, полный сил, но без гроша в кармане Джесси Оуэне подрядился для заработка соревноваться с рысаками, скакунами и шотландскими пони. Обычно, стартуя с лошадьми, на дистанции 100 метров Оуэне побеждал. Объяснялось это тем, что лошади пугались выстрела и Джесси при скорости всего 36 км/час финишировал раньше, чем «соперники» оправлялись от испуга и развивали полную скорость (до 75 км/час). Правда, однажды, «чтобы не терять клиентов», Оуэне пошел на хитрость — нарочно уступип лошади одного миллионера, надеясь взять потом реванш. Но миллионер был так доволен, что от повтора отказался. Это поражение так и осталось единственным.

То ли лавры Оуэнса не давали покоя его соотечественникам, то ли они хотели поддержать традицию, но в 1965 году чемпион Токийской Опимпиады в беге на 200 метров Генри Карр тоже пустился наперегонки с лошадью на своей коронной дистанции и финишировал на грудь впереди. А в 1969 году чемпион спедующей, Мексиканской Олимпиады Джим Хайнс выиграл у лошади на той же дистанции уже 30 метров. О победах Карра и Хайнса с восторгом писали газеты, и неизвестно, какого размаха достигли бы подобные состязания и сколько метров выигрывали бы чемпионы в будущем, еспи бы все дело не испортипи... Кто бы ты думай? Ученые!

Поскольку лошадей трудно заподозрить в сговоре с организаторами состязаний, да и чемпионы быпи вне подозрений, ученые просто заявипи, что считают победы Карра и Хайнса случайными, так как на дистанциях 200, 400 и даже 800 метров лошадь обгоняет человека.

— Но к чему такая точность? — можешь ты спросить.— Разве не проще было сказать «на дистанциях свыше 200 метров»?

Представь себе. нет. Потому что, как ты скоро узнаешь, именно от длины дистанции за-

ВЫПУСК пятый

висит, кто побеждает в беге: человек или его меньшие братья.

Дистанция

называет победителя

Гарун бежал быстрее лани,

Быстрей, чем заяц от орла...

Такими строчками начинается замечательная поэма М. Ю. Лермонтова «Бегпец». Пользуясь явным преувеличением, поэт стремился передать невероятную дпя человека скорость бега, и именно так мы воспринимаем смысл этих строк. Но с научной точки зрения они справедливы лишь в том случае, если речь идет... о первых метрах дистанции.

— Опять метры. Ну при чем тут метры?! — начинает терять терпение читатель.

А при том, что животные не обладают скоростной выносливостью, то есть они не могут долго бежать с высокой скоростью, и на длинных дистанциях безнадежно проигрывают человеку — бегут медленнее его. Поэтому резвость в начале дистанции не гарантирует победы при беге на пять или десять километров, а тем более в марафоне (42 км 195 метров).

Человек при скорости 20 км/час пробегает марафон за два с небольшим часа. Гепард же (120 км/час) теоретически мог бы пробежать эту дистанцию за 20 минут, но ресурс его быстрого бега — 90 метров. Тут й на километр не замахнешься, а о сорока нечего и говорить. Слон может бежать с максимальной скоростью (40 км/час) около 110 метров, борзая (58 км/час) — примерно 400 метров, африканский страус (80 км/час) — не бопее 800 метров.

Так что, как видишь, животные могут бежать быстрее человека только в начале дистанции (десятки, сотни метров). Их скорости хватает на то, чтобы догнать жертву или, наоборот,

оторваться от преследования, скрыться с глаз, спрятаться. Проигрывая в начале дистанции в скорости большинству животных, человек наделен иекпючи-тельной выносливостью: способностью бежать, не снижая скорости, очень долго. Это и позволило бы ему, коли состоялись соревнования по бегу с животными на много кипометров по прямой, догнать и перегнать лань, зайца, волка и всех других зверей. Поэтому в споре «кто кого?» вопрос упирается в метры дистанции.

А как же лошадь?

В самом деле, а как же лошадь? Ведь известно, что она может проходить в день десятки километров?! В том-то и депо, что проходить, в лучшем случае бежать трусцой. Но этого оказывается слишком мало, чтобы составить конкуренцию чепо-веку...

На Олимпиаде 1898 года во время марафона произошеп такой курьезный случай. Вместе с бегунами стартовали кавалеристы, которые должны были сопровождать спортсменоЬ и нести секундомеры. Лошади мчались бойким гапопом. Но вот кони начинают сдавать — переходят на рысь. Вот они почти останавливаются в изнеможении. Вот марафонцы нагнали кавалеристов, вот перегнали... А как же с секундомерами? Как доставить их до финиша? Как опередить бегунов? Пришлось срочно организовать конную эстафету и передавать секундомер, как эстафетную палочку. Только так, сменяя загнанных лошадей, сумели всадники угнаться за бегунами.

А вот еще один случай. В 1924 году довольно слабый бегун на средние дистанции Кристофер Уотс заключил на большую сумму пари, что обгонит пошадь, если будет состязаться с ней шесть дней подряд. К концу шестых суток, пробежав 556 километров, Уотс опережай пошадь на 12 кипометров. Конь плелся еле-еле, и его пришлось вообще снять с дистанции.

Результат Уотса впечатляет, но он выглядит очень скромно по сравнению с рекордными достижениями чеповека. Так. мексиканцу Хуану Масейре понадобилось лишь около суток, чтобы пробежать почти половину дистанции (265 км) Уотса, а француз Доменик Эш преодо-

58