Пионер 1990-10, страница 30ка окажется для нас узкой, а стреляю я достаточно хорошо, чтобы попасть даже в такое маленькое сердце, как ваше. — Уже и на вас подействовала эта психушка под названием Ваилима? А вы мне показались человеком рассудительным. Мистер Роуз был совершенно серьезен.— Что ж, угрозы я запомню. Позвольте мне забрать свое оружие. — Еще не всех напугали? — вопросом ответил Туситала. Роуз вскочил со своего места и ткнулся в дверь. Толкнул ее, потянул на себя, снова толкнул — дверь не открывалась. Он дергал ее, бился — дверь оставалась неприступной. Все с удивлением наблюдали за этой странной дуэлью человека с дверью. Наконец Туситала подошел к двери и, легко толкнув, распахнул ее. Роуз хотел что-то сказать на прощание, но не нашел слов. На лестнице раздались его быстрые шаги, и Ваилима навсегда избавилась от самого неприятного своего посетителя. Где он ходит теперь? ...Когда Фаума и Суанатуфа остались вдвоем, Фаума спросила: — А ты теперь опять будешь молчать? Ну и хорошо. Я уже привыкла. — Суанатуфа жил плохо,- ответил Суанатуфа.— Ему не с кем было разговаривать. Туситала понял его. У Суанатуфы есть мечта: поговорить с Туситалой. — А со мной? — Фаума ужасно испугалась своего женского вопроса. Нет, если хочешь, молчи. Давай молчать вместе, Суанатуфа. Ведь самое главное и так понятно, правда? Суанатуфа обнял Фауму, они поднялись и пошли в сад. На пороге их настигли звуки флейты. Туситала играл печальную мелодию, но, слушая ее, не хотелось грустить — хотелось думать о хорошем и светлом. Пройдет много лет, а Суанатуфа и Фаума никогда не забудут эти минуты. И через десятки лет им будет казаться, что именно в эти безмолвные мгновения они сказали друг другу самые главные слова. ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ, в которой Туситала уходит за Сильвером, но наша история не кончается Фэнни без стука ворвалась в кабинет Туситалы. — Что случилось?— испуганно спросил он. Фэнни тяжело опустилась на диван... Если бы выражение это не было столь затасканным, я бы непременно написал: «улыбка озарила ее лицо», ибо так оно в действительности и было. — Все в порядке,— вздохнула Фэнни.— Предчувствия дурацкие... Почему-то решила, что тебе плохо. Прости, Луис, я помешала тебе работать. Туситала встал из-за стола, обнял ее. — Любовь, Фэнни!— Любовь, мой Сочинитель! Отражаясь в глазах друг друга, они были, как всегда, молоды и, как всегда, влюблены. Дорога радости и страданий, по которой шли они рядом полтора десятка лет, казалась им дорогой обретения друг друга. — Раз уж я все равно оторвала тебя, сыграй мне что-нибудь,- попросила Фэнни.- Ты так давно не играл для меня. Туситала взял флейту. И все, кто был в это время в Ваилиме, оставили свои де.ча, вслушиваясь в легкие звуки. А Фэнни вдруг никак не могла объяснить причину этой тоски. (Все-таки, что ни говори, жестоко устроена наша жизнь, если те, кто нас любит, всегда чувствуют приближающуюся беду раньше нас.) И раздался голос Сильвера: «Сдается мне, твое время кончилось!», и Фэнни испуганно вскрикнула: «Кто это?», но Туситала еще ничего не слышал, и звуки флейты продолжали спокойно растекаться по воздуху. — Сдастся мне, твое время кончилось! — повторил Сильвер. Туситала рухнул как подкошенный, но Фэнни успела подхватить его, она будто знала, что так должно случиться, и руки протянула за мгновение до того, как Туситала упал. Сдается мне, твое время кончилось,— повторил Сильвер в третий раз. — Пет! — закричал Туситала. Фэнни услышала лишь жуткие хрипы.— Нет! Дай мне хотя бы год. ну, месяц, день — один день, что тебе стоит? День! За день, знаешь, сколько можно написать? — Ты хоть понимаешь, с кем торгуешься? — небрежно спросил Сильвер... Туситалу отнесли вниз и положили на широкий диван. Он лежал совершенно спокойно, и можно было подумать, что хозяин дома забылся крепким сном. — Свет маяка! — крикнул Туситала.— Я вижу свет маяка, построенного отцом! Отец... Свет маяка зовет меня! Страха уже не было. Существовало только одно желание: идти на свет. Сильвер усмехнулся: — А теперь ты слишком торопишься, создатель. Зачем? Туда, куда направляемся мы с тобой, не опаздывают. Создатель, один твой вопрос остался без ответа, не так ли? Помнишь, ты хотел знать, почему к тебе прихожу именно я. Лицо Сильвера сделалось абсолютно серьезным, и он спокойно произнес: — Я — твое проклятье.— Помолчав, давая возможность Туситале вдуматься в смысл сказанного, он продолжил: — «Пятнадцать человек— на сундук мертвеца!» вот самая знаменитая твоя фраза. Она переживет века. — Но ее придумал не я! — возмутился Туситала. — Это уже не важно, создатель. Запомни: сколько бы лет ни прошло, стоит кому-нибудь сказать: «Джон Сильвер!» — сразу рядом возникнет и твое имя. Имя певца приключений и интриг, певца пиратов... — Я написал лишь один роман о пиратах, все остальное — совершенно о другом. Я никогда не был авантюрным писателем, я... Но Сильвер не дал ему договорить: Я! Не ты, а я стану расти в глазах потомков! Я буду становиться огромным и всесильным! Моя жизнь и вот этот костыль закроют все, что ты написал. Самого тебя закроет фигура одноногого пирата Джона Сильвера! — Сильвер захохотал.— Теперь ты понял, кто я такой, создатель? Я слава твоя и твое проклятье! По щекам Туситалы катились слезы... — Мама, он плачет.— прошептал Ллойд,— Сделай что-нибудь. Суанатуфа рухнул на колени у постели Туситалы, опустил руки на плечи хозяина. — Туситала, не уходи в царство духов.' — В голове Суанатуфы была не просьба мольба.— Ты не можешь так уйти. Суанатуфа долго молчал. 28
|