Пионер 1990-11, страница 70

Пионер 1990-11, страница 70

Брюсселя и золотую из самого Парижа.

Вот какова история славного искусства холмогорского. А что же за рука те сказочные кружева костяные вырезывает, какой глаз все подметит и выверит, что за душа их согревает?

Сей труд сложнейший требует руки твердой, глаза верного и души возвышенной.

Костяные кружева суть рукотворное северное сияние. Коли любишь свою землю родимую, понимаешь ее— берись за резец, она тебе поможет. А начинается все с ремесла, с видения и чувствования сего благородного материала. с инструмента, который у каждого резчика свой, самодельный. До семидесяти инструментов имеет хороший мастер: вти-ральники. лобзики и проч. Между

Ji.uMi»

Читай на 3-й обложке.

иными резцами разницы неопытным глазом не различишь. Но рука костореза 6ww именно тот, что нужен, v ^ доломаешь кость— и вся работа насмарку. Последние три десятка лет резни» ки взялись за бормашин/. Но и боры те готовят сами- гакой изощренности что ни в скпэке сказать, а лучше видеть. Самую тонкую работу резчик доверяет только своему глазу. Вон Гурьев, тот в очках читал, но когда за кость брался, очки откладывал. А узоры, что ж, их за сотни лет столько напридумано— выбирай любой, а коли сам ты в согласии

с природой— создавай новый, лишь бы красотой не хуже прежних. Имя у всех этих узоров в старину было одно — холмогорское, потому как у русских художников не принято было подписывать свои творения. И лишь редкие источники письменные либо особо заказные работы открывают нам имена создателей. Среди замечательных резных кубков, шкатулок. гребней времени расцвета промысла одна «кружевная» кружка, с вырезанными портретами российских властителей Петра, Павла и Екатерины, сообщает нам имя творца — одного из лучших холмогорских резчиков: <<сия крушка слонового зуба кости, костяных дел мастера Осипом Ду-диным положена в святую обитель Соловецкую Лавру, будущим родам на посмотрение...»

Предыдущая страница

Близкие к этой страницы