Пионер 1990-11, страница 69$ 4 i 6 1 • i «о I n «2 «3 Ji 2b It 2"1 К . 10 Славные Холмогоры — ровесники Москвы— были столицей на Северной Руси, пока не заступил их место город Архангельск. Холмогорские костяники работали и на домашний обиход, и на церковное благоукрашение. Кресты, иконы резали и даже целые картины библейские — о том, как грешники, вкусившие запретный плод, лишились райского обетования, и еще многое, многое. Об их искусстве сведали в столице. И лучшие резчики Семен и Евдоким Шешенины были вытребованы в кремлевскую Оружейную палату в качестве государевых мастеров. Сам царь Алексей Михайлович заказал холмо-горцам десять прорезных гребней, и чтобы «в рези были у гребней травы, а в травах цветы». С тех пор пристали костяному рукомеслу холмогорскому державное благоволение и мода у дворцовой знати. Мастеровой царь Петр Алексеевич самолично ему покровительствовал. Императрица Елизавета Петровна всегда имела при себе резной «доска-нец» — маленькую коробочку для румян и булавок. То был золотой век холмогорских косторезов. Тогда-то и сотворен ими был кружевной узор, соединивший заморские барокко, рококо и русское узорочье, да такой мудреный... что и мурашу в нем заблудиться. Припомним, в те же годы родился на Курострове, что через реку Курополку, напротив Холмо-гор, знаменитый «архангельский мужик» — ученый муж, поэт, историк и философ— Михайло сын Васильев Ломоносов. Нет постоянства в этом мире, тем более у знати. Охладел высший свет к холмогорской резьбе. Преподнес холмогорец Иван Заозерный царю Александру в подарок костяную копию знаменитого памятника избавителям России Минину и Пожарскому. Государь X Владимир АНИЩЕНКОВ ОЛМОГОРСКИЕ КОСТОРЕЗЫже, почитавшийся человеком просвещеннейшим в свое время, при коем воины российские поили коней своих во всех великих реках Европы, «...соизволил жаловать сим монументом купца Ивана Чернышева августа 1 дня 1819 года в Холмогорах». По прихоти судьбы вернулся подарок в императорский дворец спустя почти сто лет к последнему российскому императору Николаю, но к тому времени и династия, и промысел стояли у роковой черты. По шесть, по семь десятков лет отсчитали последние холмогорские резчики Гурьев, Узиков, Петровский, Перепелкин. И самим не прокормиться своим высоким искусством, и передать некому. Все. Что ж горемычные вас держит? — Да жалко ведь. Старина все-таки. Ну и привыкли к тому же! Неисповедимы пути Судьбы. Чему жить, а чему умирать, не нам решать. Случилась, по счастью, в одна тысяча девятьсот двадцать седьмом году очень, очень ко времени большая выставка искусств разных национальностей страны. В Москве, в Академии художественных наук наряду с другими показывали веками взлелеянное и вдохновленное последней надеждой престарелых косторезов искусство холмогорской резной кости. Работы эти не заметить было невозможно. Они и стали первым шагом к возрождению. Три года спустя в селе Ломоносове на Курострове артельщики открыли школу и цех резьбы. И что же? Как сотни лет назад прославились костяники холмогорские во многих землях, так и в наши дни их потомки снискали славу на всемирных выставках, увозя с собой на берега родной Курополки медаль серебряную из города Продолжение на 4-й обложке. Главный редактор А. С. МОРОЗ. РЕДКОЛЛЕГИЯ: Т. А. ГАЙДАР, А. В. ДРУЯНОВА (редактор отдела вихренной жизни страны), в. К. ЖЕ-ЛЕЗНИКОВ, В.И.ИВАНОВ. В. В. КОЖЕМЯКИН {редактоо отдела литературы и искусства). В. П. КРАПИВИН. M. В. МАТВЕЕВА (редактор отдела коммунистического воспи-тания). С. В. МИХАЛКОВ, В. И. ПОРУДО-МИНСКИЙ, В. Л. РАЗУМНЕВИЧ, Е. В. СЕЛЕЗНЕВА (ответственный секретарь), Р. С. СЕФ, Л. Н. ТИМОФЕЕВА, Ю. Ф. ЯР-МЫШ Главный художнж И. Г. ПАНКОВ. Художник И. В. КЛИМОВ. Сдано в набор 04.09 90. Подписано к печати 20.09.90. Фермат 60x84 Vi Бумага офсетная. Офоетная почать. Усл. печ. л. 7,44. Усл. кр.-отт. 31.16. Учетно-изд. л. 9,00. Тираж 1 820 000 экз Заказ №-2810. Цена 30 коп. Адрес для писем: 101459, ГСП. Москви. Бумажный проезд. 14. 11-й этаж. Телефон 212-14-17. Ордена Ленина и ордене Октябрьской Революции типография имени В. И. Ленина издательства ЦК КПСС -Правда". 125865, Москва, А-137, ГСП. ул. «Правды», 24. Вниманию взрослых авторов' Редакция рукописи не рецензирует, а только сообщает решение. Рукописи объемом свыше трех авторских листов (70 страниц машинописного текста) к рассмотрению не принимаются. Рукописные материалы объемом до одного авторского листа <25 страниц машинописного текста), рисунки и фотографии не возвращаются. Жалобы на полиграфический брак, замечания по типографскому исполнению отдельных номеров журнала следует направлять по адресу типографии. |