Пионер 1993-04, страница 13к Армии спасения и не падая в обморок на крыльце особняка мисс Эллен Гулд? — Могу предложить хоть двадцать способов,— говорит Силвер.— Сколько у тебя капиталу, Билли? — Тысяча,— отвечаю. — А у меня тысяча двести,— говорит он.— Составим компанию и будем делать большие дела. Есть столько возможностей нажить миллион, что я просто не знаю, с какой начинать. На следующее утро Силвер встречает меня в вестибюле отеля, и я вижу, что он так и пыжится от удовольствия. — Сегодня мы познакомимся с Дж. П. Морганом,— говорит он.— Тут у меня есть один знакомый в отеле, который хочет нас ему представить. Он его близкий приятель. Говорит, что тот очень любит приезжих с Запада. . — Вот это уже похоже на дело! — говорю я.— Очень буду рад познакомиться с мистером Морганом. — Да,— говорит Силвер,— нам, пожалуй, не помешает завести знакомство среди финансовых воротил. Мне нравится, что в Нью-Йорке так радушно встречают приезжих. Фамилия знакомого Силвера была Клейн. В три часа Клейн явился к Силверу в номер вместе со своим приятелем с Уолл-стрита. Мистер Морган был немного похож на свои портреты: левая нога у него была обернута мохнатым полотенцем, и он ходил, опираясь на палку. — Это мистер Силвер, а это мистер Пескагт,— говорит Клейн.— Я думаю, нет нужды,— говорит он,— называть имя великого финансового... — Ну, ну, ладно, Клейн,— говорит мистер Морган.— Рад познакомиться с вами, джентльмены; меня очень интересует Запад. Клейн сказал мне, что вы из Литл-Рока. У меня как будто имеется парочка железных дорог в тех краях. Может, кому из вас, ребята, охота перекинуться в покер, так я... — Пирпонт, Пирпонт,— перебивает Клейн.— Вы что, забыли? — Ах, извините, джентльмены! — говорит Морган.— С тех пор как у меня сделалась пода фа, я иногда играю в картишки со знакомыми, которые навещают меня в моем особняке. Скажите, никому из вас не приходилось там, на Западе, встречать Одноглазого Питера? Он жил в Сиэтле, Нью-Мексико. Не дожидаясь нашего ответа, мистер Морган вдруг сердито застучал палкой об пол и принялся расхаживать по комнате взад и вперед, браня кого-то громким голосом. — Что, Пирпонт, наверное, на Уолл-стрите опять стараются сбить курс ваших акций? — спрашивает Клейн с усмешкой. — Какие там еще акции! — грозно рычит мистер Морган.— Это я расстраиваюсь из-за той картины, за которой специально посылал человека в Европу. Только сегодня получил от него телеграмму, что он ищет ее по всей Италии и не может найти. Я бы завтрашний день заплатил за эту картину пятьдесят тысяч долларов — да что пятьдесят! Семьдесят пять тысяч заплатил бы. Я дал своему человеку й la carte: покупать за любую цену. Просто не понимаю, почему картинные галереи терпят, что настоящий да Винчи... — Как, мистер Морган? — говорит Клейн.— Разве не все картины да Винчи находятся в вашей коллекции? — А что это за картина, мистер Морган? —спрашивает Силвер.— Наверное, она величиной с боковую стену небоскреба «Утюг»? — Вы, я вижу, не очень разбираетесь в искусстве, мистер Силвер,— говорит Морган.— Это картинка размером двадцать семь дюймов на сорок два, и называется она «Досуг любви». Нарисовано на ней несколько барышень-манекенщиц, которые танцуют ту степ на берегу лиловой речки. В телеграмме говорится, что скорей всего эта картинка уже вывезена в Америку. А без нее моя коллекция не полна. Ну, мне пора, джентльмены. Наш брат финансист должен, знаете, соблюдать режим. Мистер Морган уехал от нас в кебе вместе с Клейном. После их ухода мы с Силвером долго говорили о том, как простодушны и доверчивы великие люди; Силвер сказал, что обмануть такого человека, как мистер Морган, было бы просто бессовестно; а я сказал, что, на мой взгляд, это было бы неосторожно. После обеда Клейн предложил пройтись по городу, и мы втроем, я, он и Силвер, отправились на Седьмую авеню посмотреть, какие там есть достопримечательности. В витрине у закладчика Клейн вдруг увидел запонки, которые ему ужасно понравились. Он вошел в лавку, чтобы купить их, а мы вошли вместе с ним. Когда мы вернулись в отель и Клейн ушел к себе, Силвер вдруг кидается ко мне и начинает размахивать руками. — Видал? — говорит он.— Ты ее видал. Билли? — Кого — ее? — спрашиваю. — Да ту самую картинку, за которой охотится Морган. Она висит у закладчика, прямо над его конторкой. Я только не хотел ничего говорить при Клейне. Будь уверен, это та самая. Барышни прямо как живые, из таких, что носят платья сорок шестого размера, но там-то они обходятся без платьев. И все так меланхолично выбрыкивают ногами, и речка тут же, и берег. Сколько мистер Морган сказал, он бы отдал за эту картину? Ну неужели не понимаешь? Ведь хозяин лавки наверняка не знает, что у него там за сокровище!.. На следующее утро лавка еще не успела открыться, а мы с Силвером уже были тут как тут, словно двое забулдыг, которым не терпится раздобыть денег на выпивку под заклад воскресного костюма. Входим мы в лавку и начинаем рассматривать цепочки для часов. — Это что за мазня у вас там висит, над конторкой? — говорит Силвер хозяину как бы между прочим.— Вообще говоря, никудышная картинка, но мне на ней приглянулась вон та рыженькая, с острыми лопатками. Я бы вам предложил за нее два доллара с четвертью, да боюсь, как бы вы не разбили какие-нибудь хрупкие предметы, когда броситесь поскорее снимать ее с гвоздя. Хозяин усмехается и продолжает раскладывать перед нами часовые цепочки накладного золота. — Эту картину,— говорит он,— принес мне в заклад один итальянец год тому назад. Я ему дал под нее пятьсот долларов. Это «Досуг любви» Леонардо да Винчи. Как раз два дня тому назад истек законный срок, так что сейчас она уже поступила в продажу как невыкупленный заклад. Вот, рекомендую эту цепочку, очень модный фасон. Полчаса спустя мы с Силвером вышли из лавки с картиной под мышкой, заплатив за нее ростовщику две тысячи наличных. Силвер сразу же сел в кеб и покатил к Моргану в банк. Я вернулся в отель, сижу и дожидаюсь. Через два часа является Силвер. — Ну как, застал мистера Моргана? — спрашиваю я.— Сколько он заплатил за картину? Силвер садится и начинает перебирать бахрому скатерти. — Мистера Моргана мне застать не удалось,— говорит он,— потому что мистер Морган уже второй месяц путешествует по Европе. Но вот чего я не могу понять, Билли: эта самая картинка продается во всех универсальных магазинах и стоит вместе с рамой три доллара сорок восемь центов. А за рамку отдельно просят три доллара пятьдесят центов — как же это получается, хотел бы я знать? Перевод с английского Е. Калашниковой. |