Пионер 1993-11-12, страница 2.............^ I ) ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ ДЕТСКИЙ ЖУРНАЛ Москва, 1493 Издательство «Пресса» в НОМЕРЕ
На обложке: рисунок Олега Теслера. © Издательство «Пресса», «Пионер» № 11—12, 1993 г. ■7JWM1 i Видя, в каком упадке и запустении пребывает сегодня Россия, глядя на руины ее некогда прекрасных церквей и усадеб, на заросшие ныне старинные парки и вырубленные леса, трудно подчас поверить, что все это когда-нибудь восстановится, возродится. Но идет, оказывается, невидимая стройка. И руками людей, которые никогда не согласятся на звание подвижников, оживает Россия. А люди эти между тем уверены, что делают самое простое и обычное дело. ...Почтовая станция в деревне Выра у шоссе Петербург-Киев появилась в 1800 году и была по счету третьей от столицы. Всего же подобных станций по России было около 1300. И письмецо из северной столицы в древнейшую доходило всего за одни сутки, а порою и быстрее. К сороковым годам прошлого века почтовая станция в Выре представляла собой целый комплекс различных построек и служб: два каменных дома, соединенных высоким тесовым забором, воротами и калиткой, конюшни, амбар, колодец и каланча. Александр Сергеевич Пушкин проезжал через Выру не менее 13 раз. Так, видимо, и досталось имя деревни станционному смотрителю Самсону Вырину, а имя тракта — бесшабашному ротмистру Минскому. Вслед за Пушкиным множество писателей, поэтов, художников — Набоков, Рерих, Крамской — прославляли Выру, хотя и разрушились некогда крепкие постройки почтовой станции... Но когда сегодня попадаешь в Выру, кажется, что не случалось никаких разрушений: стоит, как прежде, почтовая станция Самсона Вырина, рядом трактир «У Самсона Вырина» и часовенка при дороге. Все уже не новенькое, но крепкое, поставленное с любовью. Все сделано Александром Александровичем Семочкиным, живущим тут, в Выре. Родился Семочкин на Урале. Странствовал по свету с отцом военным, потом сам военным моряком служил. А когда попал в Выру, понял: вот она, его земля. Нигде больше он ничего по добного не видел, хотя многс красот встречал. Решил Александр Александрович в Выре жить. Руки у него умелые, привычные к топору, молотку, лопате. Стал Семочкин профессиональным реставратором. Думал все время: как же быть с порушенным, утраченным нашим былым? Потери ведь ни с чем не сравнимые, и саднило у Александра Александровича от этого постоянно. Ходил-бродил он по окрестностям Выры, по набоковскому парку, над невысоким обрывом красного песчаника, смотрел в чистейшую воду речки Оре-дежь, по берегам которой бывают такие туманы, что повисают на высоте вашего роста, но не достают до земли, а говорить в таком тумане с собеседником можно или встав на цыпочки, или улегшись на мокрую траву... И надумал Семочкин построить в Выре дом станционного смотрителя, почтовую станцию, трактир и часовню. Все, как у Пушкина. Все, как было. Поразительно звучит сегодня: «Денег на музей дал колхоз». Но именно так и было. Правление противилось, но председатель стукнул по столу кулаком: «Как портить — мы первые, а как восстанавливать, так нас нет!» Деньги были выделены невеликие, однако деньги. Нашел Семочкин материалы, уговорил друзей-рабочих, долго по разным книжкам и архивам определял, как же тут все выглядело, что он возродить замахнулся. И — пошла работа. За шестнадцать лет упорного труда построилась станция, как прежде. Обросли экспонатами, получился настоящий музей. Александр Александрович не любит сегодня, когда станцию связывают с его именем. А его самого, наоборот, со станцией. «Дела давно минувших дней,— говорит он,— Романтическая идея». Но поразительно, что сбылась его романтическая идея. А сколько вообще-то идей на Руси сбывается? Да и что это за идеи часто? Денег Семочкин никаких на этом строительстве не заработал. От славы бежит. Иногда, 2 |