Техника - молодёжи 1933-06, страница 35

Техника - молодёжи 1933-06, страница 35

ВИКТОР БЕЛЯЕВ

Начало биографии

Эта только что начавшаяся биография накрепко связана с машиной, с механизмами. Блестящие, подвижные они снились ему в детстве, потом послушно двигались под его руками и теперь изменяются, рождаются в его голове.

Сначала он был слугой машины. Когда поезд подходил к Кременчугскому вокзалу, машинист высовывался из окна и, отыскав взглядом беспризорную братву, кричал: «Митька-а-а, пойди сюда». Митька со всех ног бросался к паровозу и усердно часами обтирал вспотевшие дышла, колеса, цилиндры, забирался на верх, елозил с тряпкой в руках по горячему котлу. Иногда среди работы он замирал перед каким-нибудь особенно хитрым сцеплением рычагов и гаек... Понемногу машина раскрывала свою непонятную силу.

Братва, выгнанная голодом, «шала-лась» по всему Югу. В этих странствованиях Митьке первый раз удалось перехитрить машину. Все беспризорники ездили под вагонами. Там о.ни были на виду, — их соазу снимала железнодорожная охрана. Митька, хорошо

знавший все закоулки паровоза, смело забирался под котел, клал на борты цилиндров несколько досок и пристраивался на них. Однажды зимой пришлось ехать без досок, кое-как прижавшись спиной к одному цилиндру и шись ногами в противоположный Сзади жгло, снизу несло холо^м. Митька долго крепился, пока стало 'совсем невтерпеж. И вот, хорошо зная расположение подвижных и неподвижных частей, он по раме, сзади колес, на полном ходу выбрался наверх к озадаченному машинисту.

Так проходило детство. Но все чаще тяжело вертелся в голове вопрос: кто он?—Подкидыш, вожак кременчугских беспризорных. Что с ним станет? Митьку тревожила эта неотвязная мысль.

Один раз в январе Кременчуг -прорвался тревожным ревом паровозов и фабричных гудков и дрожал от гула несколько минут. Пораженный Митька побежал к вокзалу. Тут ему объяснили, почему на флагах черные ленты и кто такой был Ленин. Около железнодорожного клуба строились в колонны рабочие-грузчики. Митька, минуту поколебавшись, встал в строй. Ничего, никто не окрикнул... Так Митька первый раз в жизни шагал вместе с революцией. После митинга в клубе, он зачастил туда, узнал ребят, непохожих на него... Кременчугские беспризорники потеряли вожака.

Дни в мастерской кустаря-кроватника, вечера—напролет в клубе. Скоро, привыкнув, он стал активистом и заправлял беспартийной молодежью. И только увидев в случайно открытую дверь комсомольское собрание, точно обжегшись, поспешно захлопывал ее, пока никто не заметит, — Митька стыдился прошлого, боялся—прогонят. Но как-то, поймав

32