Техника - молодёжи 1934-10, страница 42Наклонная крыша, под которой немецм.е войска скрывали свои передвижения. С самолета эта крыша казалась естественной почвой; Много труднее было обеспечить тайну сосредоточения и передвижения войск во время империалистической войны. На одном из участков англо-французского фроита немцы занимали местечко Сен-Пьер-Капелль, являвшееся прифронтовым этапным пунктом, через который шла единственная на этом участке фронта дорога в тыл. И на этой дороге и в районе местечка в 1917 г. творилось нечто странное с точки зрения английских летчиков и командования. На дороге не наблюдалось никакого движения. В районе Сен-Пьер-Капелль не было ни стоянок обозов или парков, ни движения людей или повозок. На аэроонимке, сделанном с этого местечка, лишь видна фигура всадника, гонящего трех лошадей по главной улице и ничего больше. В действительности огромные участки полей в окрестностях местечка были покрыты плоскими крышами-масками, на которых были изображены поля. Естественная разноцветность полей создавалась различным наклоном крыш (до 10—15° к горизонту), в Французы, защищаясь от немецких самолетов, построили искусственный Париж. Его н >чн е освещение должно было привлекать внимание бомбардировщиков. „Новый" город в основных чертах воспроизводил настоящую столицу Франции силу чего некоторые участки казались светлее, а некоторые темнее. Поля были окрашены в натуральные пестрые цвета, на пола^ были устроены скирды хлеба, копны сена, накрашены тропы и дороги. Крыши-маски были сделаны из фанеры, и уклоны обеспечивали сток воды. Своей северной стороной они примыкали к домам селения, что скрывало тени и обеспечивало хорошо скрытый вход под эти маски через дома. Под масками и сосредоточивались войска, повозки, автомобили, орудия; под ними проходила и част!;, дорог. Дороги и улицы в селении были на нужных участках крытыми, а на маске было нарисовано полотно дороги, казавшееся летчикам на снимках безлюдным, но под ним происходило самое интенсивное движение. На покрытии над участком железной дороги и станцией были изображены ложные вагоны, домики и штабели какого-то имущества. Под крышей было то же самое, но уже настоящее, и покрытие должно было изображать бездействующую конечную станцию железной дороги. Применение масок, укрывающих от наблюдения с воздуха, масок в виде горизонтальных крыш или навесов — и на сегодняшний день находит широчайшее применение в маскировочном деле. Для масок применяются главным образом сетки с пучками зеленой мочалы, ветвями и кустиками. Преимущества этих масок перед немецкими крышами из фанеры — легкость, простота устройства, дешевизна. В заключение нашего беглого очерка надо упомянуть еще об одном интересном примере. В кОР'т империалистической войны немецкие бомбардировщики сильно донимали Париж ночными налетами. Помимо многочисленных зенитных орудий и истребительных самолетов, защищавших французскую столицу своим огнем; помимо прожекторов и звукоулавливателей, помогавших обнаруживать немецкие самолеты, летящие на больших высотах и расстояниях, французы решили привлечь к борьбе с немцами и маскировку. Требовалось спрятать действительный и создать ложный Париж. Для этой цели число наружных огней было сокращено до минимума, над фонарями были устроена колпаки, отражавшие свет на землю, освещенг^ It-участки земли чернились углем, золой, шлаком, чтобы уменьшить блеск и видимость освещенной площадки; световые рекламы були упразднены, окна частных квартир должны были быть закрыты плотными занавесями и ставнями. Стекла витрин, фонарей общественных мест, которые нельзя было оставить без света (вокзалы) окрашивались синей краской. При сигнале о налете Париж погружался во тьму и лишь кое-где брезжил слабый голубой свет. На крышах домов были установлены дымовые приборы, в пять минут заволакивавшие дымом весь город. На некотором отдалении от города, на излучине Сены (река, на которой стоит Париж) по размерам и очертаниям сходной с излучиной, имевшейся в самом городе (реки и озера сравнительно хорошо видны ночью с самолета), был построен ложный Париж. Легкими деревянными постройками, окрашенной тканью, раскраской самого грунта, многочисленными огнями были намечены некоторые улицы, площади, вокзалы, дороги. Планировка их была схожа с действительной планировкой. По сигналу о налете немцев в Париже тушились огни и зажигались ложные. Однако, когда немцы приближались, освещение ложного Парижа тоже уменьшалось, изображая несколько «запоздалое» затемнение настоящего города. В настоящее время развитие авиации и аэрофотосъемки, технических средств наблюдения и разведки требуют дальнейшего усовершенствования маскировочного дела. Маскировка должна непрерывно сопровождать все действия войск при всех условиях боевой обстановки. Ее должен знать и уметь использовать каждый боец и командир. |