Техника - молодёжи 1934-12, страница 63

Техника - молодёжи 1934-12, страница 63

Электрическое солнце

Семидесятые годы прошлого ве-а дали несколько выдающихся зобретений. Электрическая свеча [блочкова, динамомашины Грамма Сименса, сахарин, телефон и юнограф. Введение этих изобре-;ний в России, происходившее в ) и 80-х годах, сопровождалось юбопытными курьезами, о кото-ых стоит рассказать. Свеча Яблочкова явилась на сме-у дуговых фонарей. Она впервые ,ала возможность включать не-колько дуг в одну электриче-кую цепь. До этого приходилось аждую отдельную лампу питать боим источником тока, для чего рименялась почти всегда батарея альванических элементов. В Мо-кве и Петербурге в особо торже-твенные дни, когда было принято страивать по вечерам иллюмина-ию города, всегда устраивали и ак называемое «электрическое элнце». В Москве это делалось ак: дуговой регулятор ставился в дании университета на то окно, оторое глядит вдоль Моховой к >хотному ряду и Театральной лло-1ади. А ток доставлялся фонарю з подвала, где находилась батарея з 50 банок Бунзена с азотной ки-лотой, распространявшая невыно-имо удушливые пары азотной ки-йоты. Батарею заряжали на каж-1ый раз особо и после работы не-(едленно опорожняли и вымывали.

Москва с жадностью ждала этого >лектрического солнца. Вся Мохо-;ая, Охотный ряд и Театральная площадь были запружены наро-ом. И каждый раз, как из завет-ого окна проливался, по тепереш-ему сказать, жиденький луч ове-а, толпа кричала «ура» и бросала 1апки вверх.

Первоначальный вид фонографа Эдисона

Первый фонограф в Москве

Фонограф Эдисона появился в Москве в 70-х. годах прошлого столетия, тотчас после его появления в США. Первый экземпляр был ввезен неким Ж. Блоком, имевшим техническую контору на Мясницкой и торговавшим преимущественно техническими изделиями.

О фонографе заговорила вся Москва. Правление Политехнического музея задумало приобрести фонограф для выставки, но владелец запросил за него, если не ошибаюсь, тысячи две. Таких денег музей затратить не мог. Но еще Крылов сказал: «где силой взять нельзя, там надобно уменье». И вот правление музея придумало такой кунштюк.

Было назначено экстренное заседание Общества любителей естествознания при Московском университете, на котором проф. физики А. Г. Столетов в блестящем докладе, на что он был большой мастер, изложил теорию фонографа с микрофотографическими снимками с записей на валике. После доклада последовала демонстрация аппарата. Заседание было обста

влено крайне торжествеашо: портрет Эдисона утопал в экзотических растениях, профессор Московской консерватории И. В. Гржимали сыграл на скрипке арию Баха, которую фонограф записал и воспроизвел, приведя присутствующих в экстаз. На это торжес7венное заседание было приглашено лишь избранное общество, лишь головка родовой и денежной аристократии, в том числе и миллионер-банкир Лазарь Поляков с супругой. По замыслу правления музея эта торжественность и была необходима.

И вот среди всевозможных демонстраций, после приветствия самого Эдиссона, после арии Баха и после воспроизведения изречений присутствовавших светил, вдруг фонограф сказал, да так громко, что все слышали: «Поляков, купи меня и пожертвуй Политехническому музею!».

Предоставляю читателю вообразить себе гомерический хохот, огласивший аудиторию, а также выражение лиц Полякова и его супруги.

Так получил Политехнический музей первый экземпляр эдисонов-ского фонографа.

Инж. П. ЗНГЕЛЬМЕЙЕР

Открыта подписка на 1935 год

а популярный производственно-технический и научный журнал

лТ е х н и к а—м олодежи"

1935 году „Техника—молодежи" будет выходить в увеличенной 5-ьете—5 печатных листе в (80 страниц), в новой красочной обложке каждом номере до 150 иллюстраций