Техника - молодёжи 1935-09, страница 21

Техника - молодёжи 1935-09, страница 21

Обновление Кремля стройку поручили м< образец знаменитый У Работы по началу иш выведено уже до сво; сомкнуть, как вд;

али с этого здан! м зодчим, взявш кий собор во Вла-нь успешн-о, здани юторые оставалос!

стройка

5 Московской округе был «трус», т.

гаромоскоЕ енности

(ОГО

известь. Русские мастера отк; постройку. Тогда был вызван из , архитектор-инженер Аристотель ехав в Москву в 1475 г. Фиорава ступил к работам, о которых н щают достаточно подробно. С заметив, что и

тверд, |

-троить

кирш

мать, приходилось предварительно размачивать его в воде. Обратив внимание на изготовление извести, Фиораванти, по словам летописи, приказал ее «густо мотыгами мешать, яко наутрие засохнет, то ножом не можно расколупати». После этих предварительных работ Фиораванти, заложив фундамент нового здания, съездил во Владимир на Клязьме для осмотра тамошнего собора (XII века), о котором он, между прочим, заметил: «это наших мастеров дело». Вернувшись в Москву, он энергично продолжал начатую им постройку, закончив ее летом 1479 г. Собор, воздвигнутый Фиораванти и не так давно прекрасно реставрированный, является одним из шедевров мировой архитектуры, как в отношении художественности, так и в отношении строительной техники. Для большей прочности стен собора, Фиораванти заложил в них железные всуце-•пы, т. е. связи, а для предотвращения распора сво-) обычных тогда в русских церквах ду-

: 6pyci

приме

______ , будучи ЛрИ'ГОТ ...

жит лучше всякого камня. Затем он приступил к сломке развалин при помощи следующего приспособления. Три большие бревна, поставленные треугольником, наверху были соединены вместе; между ними висел тяжелый дубовый брус, с одного i.,.конца окованный железом; раскачивая этот таран, разбивали им стены. Другие стены Фиораванти, гпдпирая бревнами, разбирал снизу, потом зажигал бревна они сгорали и стены валились сами собою. Работа шла с непостижимой для русских быстротой, уцелевшие при катастрофе стены падали словно карточные домики, и рабочие едва успевали выносить мусор. Летописец с великим удивлением восклицает: «еже» три года делали, во еди-ну неделю и меньше развали».

Разобрав соборные развалины, Фиораванти занялся устройством кирпичного завода и обучением русских людей производству хорошего кирпича. •Найдя под Москвой подходящий сорт глины, он устроил за Андрониевским монастырем печь для обжигания кирпича, который он изготовлял уже и продолговатее московского. Кирпич Фиораванти имел в длину 6Мг вершков, в ширину —• около 2%, в толщину — 1Уз вершка. Кирпич этот получался настолько твердым, что в случае надобности ело-

(веретена). Когда же здание вы-, вели до подсводной части, камень и кирпич на такую высоту уже не стали таскать на плечах, •как это делалось в Москве испокон веку. Вместо этого Фиораванти соорудил большое колесо с малыми колесцами — приспособление, прозванное русскими плотниками «векшею». Этой лебедкою подавали при помощи веревок все тяжести на Сам огромной постройки.

Тем временем из Италии приехали другие инж< неры и архитекторы, и перестройка Кремля началас с 1485 г., когда Фиораванти уже умер. Наступивши тогда в истории старой Москвы период был перис дом ее политического и торгового подъема, блестящ зафиксированном ь строительных работах итальяи ских мастеров. При этом итальянцы восстановил забытую на Руси технику каменного зодчестзг

Прежде всего итальянцы щенную к Москве-реке сте: " 1ицкой, Bei

Эта

1 был?

<оснения iy Крем, аиболее

1 Obi

(иду

набегов крымских татар. Потом построили ную стену с башнями Фроловской (Спасской), Никольской и Собакипой (ныне Арсенальная). Затем перешли к западной стороне Кремля, от природы уже защищенной течением реки Неглинной. Здесь предварительно произвели сложные гидравлические работы, о которых местные мастера не имели ни малейшего представления.

„ Работы под руководством опытных иностранных мастеров, несмотря на частые пожары, успешно продолжались, и в 1499 г. кирпичный треугольник кремлевской ограды прочно сомкнулся,, местами отойдя вперед от прежней линии. На этом и закончилось территориальное расширение Кремля.

Одновременно с, постройкой городовых укреплений внутри самого Кремля тоже шло напряженное строительство. Сносилось старое, воздвигалось новое. Итальянцы построили тогда каменный «казенный двор» (казнохранилище), Грановитую палату, Архангельский собор, русские масте-ра — Благовещенский. В этот же период в Кремле появились и две-три частных постройки для жилья и хранения товаров. В 1499 г. итальянцами был заложен огромный дворец, достроенный уже в первое десятилетие

XVI века, когда быЛи закончены и внешние кремлевские укрепления (рвы с невысокой стеной и мосты). С 1509: г. Кремль, перестроенный итальянцами., превратился в первоклассную крепость с подземными ходами, тайниками, водопроводами («водные течи»), сводчатыми погребами для хранения пороха и разного оружия. Внешний вид этого Кремля был несколько иной, чем теперь, так как кремлевские башни не имели еще тогда своих шатровых верхов со шпилями, надстроенных в 1(1

XVII веке.