Техника - молодёжи 1935-11, страница 65

Техника - молодёжи 1935-11, страница 65

t известной степени не только работы самого Уатта, но и весь предыдущий этап развития яаровой машины, и явилась так называемая машина двойного действия, патент на которую был взят в 1784 г.

В машине двойного действия пар впускается и работает поочередно по обе стороны поршня, как это делается во зсех современных поршневых паровых машинах. В то время как в одну половину цилиндра впускается свежий пар, другая присоединяется к конденсатору, в котором создается разрежение.

Одновременно с применением принципа двойного действия, Уатт разрешил и задачу непрерывного вращательного движения.

Сначала Уатт придумал так называемый планетарный механизм. Он взял два зубчатых колеса. Одно из них он насадил на вал маховика, а другое прочно приладил к концу шатуна, идущего от поршня паровой машины. При одном обороте зубчатого колеса на конце шатуна колесо на валу маховика тоже делало определенное число оборотов, а вместе с ним приходил во вращательное движе-ниё и маховик, вращающий вал станка. Механизм очень остроумный, но на практике он удержался недолго. Уатту пришлось обратиться к другому, механизму — кривошипу, который уже издавна применялся в токарных станках для передачи качательного движения ножной -педали во вращательное движение махового колеса. Теперь кривошип — самая обычная вещь в технике, когда нужно превратить поступательное движение поршня во вращательное движение вала, или наоборот. Но в восьмидесятых годах XVIH столетия это было приспособлением еще не нашедшим себе широкого и универсального применения.

Весьма важным является изобретенный Уат-том механизм для соединения штока поршня с концом балансира. В атмосферной машине и в машине простого действия рабочий ход поршня совершался лишь при его движении вниз, поэтому и соединение поршня с балансиром могло не быть жестким, — для этого применялась цепь. Но в машине двойного действия оба хода поршня являются рабочими. Здесь надо было передать усилие балансиру и тогда, когда поршень шел вверх, — для этого уже необходимо жесткое соединение. Это представляло большую трудность, так как конец качающегося коромысла описывает дугу, а шток поршня движется по прямой линии. Гениальным решением этой труднейшей кинематической задачи явился так< называемый параллелограм Уатта, при помощи которого удалось жестко соединить движущийся по дуге конец балансира с прямолинейно движущимся концом поршневого штока.

Для регулирования хода машины Уатт ввел маховое колесо и специальный регуля-

Джемс Уотт

тор, при помощи которого автоматически изменялось поступление пара в цилиндр в зависимости от ускорения или замедления хода машины.

Уаттом был введен также метод измерения мощности паровой машины в лошадиных силах и изобретен специальный прибор, — так называемый индикатор, при помощи которого можно получать на бумаге графическое изображение связи между давлением пара в цилиндре и положением поршня. Этот прибор в несколько усовершенствованном виде до сих пор остался необходимым средством для рационального ухода и для изучения работы всех поршневых машин (двигателей, насосов, компрессоров и т. д.).

Изобретения Уатта не только сделали паровую машину более экономичной (ее коэфициент полезного действия достигал 3 процентов), но и открыл ей в качестве двигателя доступ во все области производства.

Разумеется двигатель Уатта был далек от совершенства. Низкое давление пара, тяжелый балансир, крайне громоздкое устройство котла — вот его основные недостатки.

Но это нисколько не уменьшает главнейшей заслуги Уатта. «Уатт, — писал Энгельс в «Диалектике природы», — придал паровой машине в принпице ее современный вид. Круговорот, открытый в этой области, закончился, удалось достигнуть превращения теплоты в механическое движение. Все дальнейшее было только улучшением деталей».