Техника - молодёжи 1936-02-03, страница 52Ю. ВЕБ ЕР Фото Л. РИХТЕР; имени X съездаЕе зов-ут Клавдия Круглушина. Ей всего 21 год, но она уже знатная фрезеровщица Московского станкозавода им. Орджоникидзе. В течение последних четырех месяцев она систематически выполняет свой план на 400 процентов. Она принимала участие в Первом всесоюзном совещании стакановцев. Она слушала Сталина, видела его близко и жадно ловила его слова. Она чувствовала, как у нее вырастают крылья. Перед ней открылись новые горизонты. После совещания стахановцев Круглушина вступает в комсомол. Теперь она озабочена тем, чтобы с честью нести почетное Ленинское знамя коммунистической молодежи. Она улучшает методы своей работы. Наконец, наступает один из самых радостных дней ее жизни — она устанавливает мировой рекорд имени X съезда ВЛКСМ. Как же она добилась этого рекорда? Круглушина готовилась к своему рекорду. Она много думала о нем, о том, как повысить производительность труда. Ей нужно было фрезеровать хомутики, идущие для станков «Фей». Это значит, что она должна разрезать фрезой у каждого хомутика ту его часть, которую будут стягивать потом болты. Делается: это на горизонтально-фрезерном станке «Фриц Вернер». Обычно работа эта проходила так: в большие тиски зажимались четыре хомутика, поставленные в один ряд. Затем их проводили под дисковой фрезой, и она резала хомутики. Чтобы прорезать хомутики до нужной глубины, их приходилось протаскивать под фрезой несколько раз. И вот Круглушина пришла к начальнику цеха. У нее есть интересное предложение. И действительно, все очень просто, а результат может быть огромный. Дали Круглу-шиной в помощь технолога — математически рассчитать и проверить правильность стахановской инициативы. — Я предлагаю хомутики сначала отшлифовать, а затем зажать их в тисках вот так, — говорила Клавдия... Теперь у Круглушиной в тисках зажимаются сразу восемь. хомутиков. Они располагаются .в два ряда по четыре. Раньше их так зажать было бы нельзя, так как толщина хомутиков была различной, и один ряд всегда оказывался бы либо длиннее, либо короче другого. Теперь же благодаря шлифовке все они имеют одинаковые размеры, и тиски зажимают оба ряда одинаково крепко. ■Круглушина предложила насадить на оправку вместо одной две .фрезы. Теперь каждый ряд режет своя фреза. Получилось так-, будто Круглушина приобрела еще один такой же станок. Все установлено на одном станке, но работает он за двоих: две фрезы сразу режут два ряда хомутиков. Наконец, Круглушина увеличила скорость резания: с 20 метров в минуту до 45 метров. Это дало возможность не протаскивать хомутики несколько раз под фрезами, а прорезать их с одного прохода. Н аступил день рекорда. Круглушина пришла в цех за час до начала смены. Осмотрела тщательно свой станок, проверила смазку. Пустила станок несколько раз для пробы. Прислушивалась к его шуму: не нарушается ли его равномерный ритм постукиванием какой-нибудь случайно разболтавшейся детали. Посмотрела, хорошо ли закреплены фрезы на оправке. Наконец, раздался сигнал о начале работы. Клрвдия нажала рычаг... Весь завод жил .в эти часы в огромном'напряжении: сегодня Круглушина ставит рекорд имени X съезда комсомола! Приходили какие-то люд» и молча издали наблюдали за работой. Все стали почему-то говорить больше шопотом. В цехах, в конторе, в проходах то и дело слышалось: ну, как там Клава? А она быстрыми и уверенными движениями работала на послушном ей станке, сосредоточенная и внешне спо койная. И только более яркий, чем обычно, румянец выдавал глубокое внутреннее волнение. Мгновенно облетала весть: Круглушина сделала уже 80 хомутиков! А через полчаса: 130 хомутиков! К обеден-, ному перерыву стало известно: Круглушина сделала уже 320 хомутиков! Наконец, появляется молния О замечательной победе: Круглушина в подарок съезду установила мировой рекорд! Домой Клавдия пришла радостная и счастливая, несколько растерянная от своего успеха, от десятка дружеских рукопожатий и множества •поздравлений. А дома ее в тревоге ждала вся семья, как после решающего экзамена: сдаст или не сдаст? Ей преподнесли цветы, роскошные фрукты, мать — искусная кулинарка — зажарила ей огромного гуся с ябло- . ками. Ну и, конечно, были радостные слезы. Клавдия Круглушина окончила школу ФЗУ при заводе. Она хорошо овладела своим производством, она стахановка, мастер высокой производительности. Но на этом она не останавливается. Она упорно работает над собой, над своим общекультурным и техническим развитием. Она. учится. После работы идет Клавдия в Красный уголок. Здесь ее ждет учитель — прикрепленный инженер-конструктор т. Борисова. Сейчас они проходят общеобразовательные-предметы. Каждая страница нового знания тесно связывается с заводской практикой. На уроке математики Клавдия учится, например, рассчитывать скорость резания своего станка. В часы черчения разбираются детали, которые ей 'приходится обрабатывать. На письменных работах по русскому языку она учится грамотно излагать различные технологические процессы или пишет какую-нибудь заметку в стенгазету, а иногда и более ответственную статью на политическую тему. Так недавняя ученица ФЗУ идет к овладению среднетехническим образованием. Так растет человек. Наступает выходной день. Сегодня Клавдия Круглушина глотает большими порциями свежий, морозный воздух, сегодня она испытывает радость быстрых движений. Блестящие никелированные «гагены» нес у г ее по ледяным, просторам Парка культуры и отдыха. Вот она едет большим размеренным шагом, заложив руки за спину. Вот она делает разнообразные круги, красиво занося ногу на поворотах. Вот она быстро бежит, пригнувшись ближе к земле. То вдруг резко останавливается и застывает вся в порьгве вперед. Быстрее пульсирует кровь, глубже и сильнее становится дыхание, какое-то восторженное чувство заполняет грудь. Как-будто из какого-то неисчерпаемого источника при-х-одят все новые .и новые запасы- силы и бодрости, повышающие желание полнее жить, лучше и производительнее работать. Большая столовая завода им. Орджоникидзе часто преображается по вечерам в концертный зал, в оживленный' клуб, в танцевальную площадку. Здесь собираются молодые рабочие работницы, известные стахановцы, люди,, оседлавшие технику. Здесь отдыхают и веселятся. Мастера высокой производительности часто оказываются и мастерами танцев. Здесь вы увидите и Клавдию Круглушику. Вот она танцует со своим партнером. Играет музыка. Приятно переступать плавно и ритмично под ее звуки. Приятно ощущать гармоническую слаженность всех движений.. Так растет в нашей стране молодое поколение людей, постигающих два великих искусства — искусство мастерски, работать и искусство весело отдыхать. |